Вы следуете детским сценариям на работе: как это понять и что делать
По оценкам Центра эффективности управления и организации (CMOE, Юта), сотрудники тратят в среднем до двух часов в неделю на межличностные конфликты, что эквивалентно потерям до $40 млрд в год для экономики страны. В 25% случаев это приводит к избеганию работы, в 16% — к увольнению, а в 9% — к срыву проектов. Более половины работников признаются, что готовы сменить место работы из-за напряженной атмосферы и неразрешенных конфликтов в коллективе.
Одна из причин неочевидна: руководители и сотрудники часто действуют не из взрослой позиции, а из так называемых детских сценариев.
Как лидер превращается в ребенка
Разберем примеры сценариев, которым следует не зрелый руководитель, а его внутренний ребенок, уязвленный, неуслышанный, когда-то отвергнутый.
- Исключает кого-то из общения: «Я просто не хочу больше с ним разговаривать». Игнорирует коллегу.
- Отказывается от обратной связи: «А смысл? Он все равно не поймет». Руководитель копит раздражение, но избегает прямого разговора.
- Передает проект другому сотруднику внезапно, без обсуждения: «Я решил, что так будет лучше». За этим часто стоит желание наказать или избежать конфликта.
- Игнорирует человека, делает вид, что все в порядке: «Я просто занят». Но по факту это способ наказать молчанием и создать давление.
- Обижается и уходит в глухую оборону: «Они со мной не считаются». Например, руководитель не получил приглашения на встречу и решил, что его мнение больше не ценят. Он перестал проявлять инициативу и стал избегать общения с топ-менеджментом. Формально задачи выполняет, но внутренне уже ищет новую работу.
В реальности сценариев намного больше. Во всех руководитель продолжает действовать, но уже из бессознательной установки: «Чтобы выжить, нужно отстраниться/контролировать/не подпускать».
Что происходит с командой, когда у руля — ребенок
Когда сотрудники впервые сталкиваются с детской реакцией руководителя, им может показаться, что это его стиль управления: чуть больше контроля, чуть меньше диалога. Но постепенно этот так называемый «стиль» становится коллективной проблемой.
- Команда теряет доверие. Люди не понимают, за что на них обиделись, что стало причиной дистанцирования. Предсказуемость уходит, сменяясь страхом или раздражением.
- Коммуникации становятся формальными. Сотрудники начинают говорить и действовать «строго по инструкции». Исчезают живые обсуждения, критическое мышление, идеи.
- Уровень ответственности снижается. Люди перестают брать инициативу, боятся: если что-то пойдет не так, их могут осудить или просто проигнорировать.
- Растет скрытое напряжение. В коллективе возникает недосказанность, деление на «благонадежных» и «неблагонадежных».
Когда управляют не стратегии, а детские сценарии: история из практики
Приведу пример из практики: в группе компаний есть два топ-менеджера, которые отвечают за разные направления. Андрей — экстраверт, громкий, харизматичный. Платон — вдумчивый, математически точный, склонный долго анализировать и проживать ошибки.
Что произошло
Платон начал развивать новый проект, который формально не пересекался с проектами Андрея, но выходил в смежный сегмент. Андрей воспринял это как личную угрозу. Внутри у него поднялась мощная волна злости, которую он не выразил напрямую. Вместо честного диалога он стал исключать партнера из общения и передавать необходимую для процессов информацию через других.
Платон почувствовал несправедливость и обиду, но не рассказал никому о своих чувствах, а продолжил работу, уже без прежнего энтузиазма.
Что лежало в основе
Андреем руководил детский сценарий: «Чтобы меня любили, нужно быть успешным». Когда-то он гордо показал родителям построенный звездолет, но услышал в ответ: «Читать не умеет, считает плохо!» С тех пор любое сомнение в его компетентности — угроза признанию. Когда Платон начал развивать параллельное направление, Андрей воспринял это как покушение на свой статус и отстранился.
У Платона — другой сценарий: «Нужно стараться и не мешать». Отец часто говорил: «Если бы ты больше хотел, тебя бы заметили». Поэтому, столкнувшись с отвержением, Платон ушел в молчание и работу. Он будто снова услышал: «Ты недостаточно хорош», — и не решился на разговор.
Как это сказалось на бизнесе
Андрей закрылся от взаимодействия с командой и развивал проект в одиночку. Платон выгорел, хотя и довел проекты до рынка. Он не мог проконсультироваться с Андреем о деталях нового сегмента, чтобы не испытывать дискомфорт. А вместо этого самостоятельно изучал статистику и аналитические материалы.
Если бы Андрей и Платон смогли поговорить, услышать и понять друг друга, результаты могли быть в несколько раз сильнее. Но для этого каждому нужно было встать во взрослую позицию.
Какие детские сценарии управляют сотрудниками
Сотрудники тоже часто впадают в детские сценарии, особенно в моменты стресса. Вот три сценария, которые часто встречаются.
«Я должен быть идеальным»
Сотрудник боится ошибиться. Он не спрашивает, если чего-то не понял, берет на себя больше, чем может потянуть, откладывает задачи, «пока не будет идеально». В обратной связи слышит угрозу, даже если это конструктив. Часто выгорает — тихо и незаметно.
Как проявляется:
- «Я сам, я справлюсь».
- «Я еще не готов показать, это сырой черновик».
- «После той правки мне стало сложно и некомфортно работать с вами».
Что за этим стоит: страх быть недостаточно хорошим. Убеждение: «Если ошибусь, меня не оценят».
Нельзя быть слабым
Сотрудник не просит помощи, даже если не справляется. Не показывает, что устал. Может замкнуться, начать срываться из-за мелочей, терять интерес к работе.
Как проявляется:
– «Все нормально» (даже если это не так).
– «Я не люблю жаловаться».
– «Нечего ныть, просто работай».
Что за этим стоит: страх быть уязвимым. Установка: «Если покажу слабость, меня осудят или уволят».
Если я буду удобным, меня примут
Сотрудник соглашается со всеми решениями руководителя, берет на себя чужую работу, боится отказать, не высказывает мнение. Такой сотрудник кажется золотым, пока не выгорит.
Как проявляется:
– «Мне все подходит» (даже если нет).
– «Я просто сделаю сам, быстрее будет».
– «Как скажете, я не против».
Что за этим стоит: страх отвержения. Убеждение: «Если я буду хорошим, меня не уволят».
Как понять, что вы впали в детство
Чтобы распознать, что вы действуете не из взрослой позиции, а из позиции вашего внутреннего ребенка, задайте себе несколько вопросов:
- Реакция сильнее повода? Возможно, эмоция непропорциональна ситуации. Вы злитесь не на человека, а на то, что когда-то уже с вами происходило.
- Что вы сейчас доказываете и кому? Часто стремление «справиться самостоятельно», «не подвести», «быть нужным» связано не с задачей, а с внутренним долгом из прошлого.
- Чего вы избегаете? Детский сценарий часто проявляется в избегании. Вы не идете в диалог, потому что боитесь осуждения, непонимания, отвержения.
- Вы действуете или защищаетесь? Если решения продиктованы не желанием двигаться вперед, а страхом потерять статус, влияние или одобрение, это не зрелость, а защита.
- Что вы сейчас чувствуете и что делаете с этим? Признание эмоций — первый шаг. Если вы раздражены, обижены, тревожитесь, важно не вытеснять это, а осознать и понять, откуда эта реакция.
Если хотя бы два вопроса вам откликаются, скорее всего, включился автоматический сценарий.
Что делать: путь к взрослому управлению и восстановлению энергии
Разобраться в своих теневых особенностях — это только первый шаг. Дальше нужно действовать. Вот практические советы, которые помогают выйти из детского сценария и вернуть себе зрелость.
1. Замечайте момент «перехвата».
Когда эмоция возникает резко и непропорционально, это сигнал. Следующее простое упражнение помогает «разлепить» событие и его эмоциональную интерпретацию.
Остановитесь. Задайте себе три вопроса и запишите ответы.
Разберем на примере ситуации Платона и Андрея. Андрей узнает, что Платон развивает новый проект. Формально все в порядке: направления разные, интересы не пересекаются. Но внутри поднимается раздражение, обида, чувство, будто его предали.
— Что произошло?
Платон запустил параллельный проект без моего участия или согласования.
— Что это значит для меня?
Меня не уважают. Меня обошли. Я больше не важен. Я теряю влияние. Это опасно.
— Что я могу сделать прямо сейчас?
Признать, что во мне говорят страх и обида. Не принимать решений на эмоциях. Позвонить Платону, чтобы прояснить намерения, а не додумывать. Перевести разговор из статуса «я против него» в статус «я с ним, и мы решаем вместе».
2. Осознайте свой детский сценарий.
Ответьте себе: в каких ситуациях вы чувствуете особенно сильное напряжение?
Например, вас преследует мысль «Я должен быть идеальным». Вы боитесь показать незнание, не просите помощи. Перерабатываете, откладываете задачи, чтобы «не облажаться». Думаете: «Если допустил ошибку, меня перестанут уважать».
Что именно вы пытаетесь доказать? Кому? Осознать сценарий — значит перестать жить по нему вслепую.
3. Делайте паузы — возвращайтесь во взрослое состояние.
Если вас захватывает эмоция, отложите решение. Важно научиться не подавлять чувства, а проживать их: останьтесь наедине с собой, назовите эмоцию: «я злюсь», «мне обидно», «я боюсь». Подумайте, где она ощущается в теле: «у меня сжало грудь», «щеки горят», «хочется уйти». Спросите себя: «На что я так среагировал? Что за история стоит за этой эмоцией?» И только потом делайте следующий шаг.
4. Идите в диалог, даже если страшно.
Чтобы справиться с сопротивлением, признайте страх: «Мне страшно, что меня отвергнут/осудят/не поймут». Найдите опору: «Но я хочу ясности и уважаю себя, мне нужно поговорить». Сделайте первый шаг: подготовьте и произнесите одну фразу — например, «мне важно прояснить, как ты видишь ситуацию».