Перейти к основному контенту
РБК Образование⁠,
0

Подчиненные меня не слышат: как ставить задачи, чтобы их выполняли

Работа выполнена кое-как, и руководитель винит сотрудника, это аксиома. Но если количество халтуры растет по экспоненте, стоит задуматься. В этот момент важно учитывать мотивацию команды и то, как правильно ставить задачи сотрудникам, чтобы каждый понимал свою ответственность за результат. Разбираемся вместе с Алисой Старовойтовой (Reforma Lab), как правильно ставить задачи подчиненным, чтобы снизить количество ошибок и сократить время на контроль их выполнения.
Фото: Midjourney
Фото: Midjourney

Обычно сотрудники не слышат руководителя по двум причинам: не могут или не хотят. С первой легко справиться — руководителю достаточно пересмотреть формулировки задач и наладить коммуникации с командой. Со второй сложнее — возможно, неизбежна замена сотрудника.

Когда проблема в руководителе

1.Отсутствие конкретики

Мозгу необходимы конкретные ориентиры — чем точнее и подробнее сформулирована задача, тем выше вероятность ее корректного выполнения. В рабочих вопросах категорически нельзя допускать субъективной интерпретации, иначе есть риск столкнуться с ошибочным видением ситуации. Чем конкретнее сформулирована рабочая инструкция, тем легче делегировать задачи и меньше риск недопонимания.

Как не надо:

  • «Сделай красиво».
  • «Подготовь отчет».
  • «Разберись с этим».
  • «Напиши текст про новый продукт».

Как надо:

  • «К 18:00 подготовь отчет на пять страниц с анализом продаж за квартал. Обязательно включи в него график продаж помесячно, график роста количества покупателей и основные выводы».
  • «Напиши текст для лендинга о новом продукте. 1500 знаков, акцент на выгодах, язык простой, понятный. Дедлайн — завтра к 12:00».

2. Работа вне контекста

Сотрудник должен осознавать конечную цель своей работы и понимать, на какую целевую аудиторию она рассчитана. Помните: чем выше профессиональный уровень исполнителя, тем больше он ценит детали. Контекст помогает выстроить управление командой и показывает, как конкретная задача связана с целями подразделения и всей компании.

Как не надо:

  • «Сделай презентацию к завтрашнему собранию».

Как надо:

  • «Презентация нужна для топ-менеджмента. Им важны цифры, краткость и четкость. 10 слайдов, сделай акцент на росте прибыли».

3. Приоритеты и дедлайны не расставлены

Нет временных границ — нет результатов. Не забывайте о том, что сотрудник вправе самостоятельно планировать свое рабочее время и расставлять или не расставлять приоритетность задач. По крайней мере, если за него это не сделал руководитель. К сожалению, проактивность, которую часто упоминают в резюме, присуща единицам. Фактически руководитель показывает, как правильно ставить задачи по приоритетам и на чем сосредоточить внимание в первую очередь.

Как не надо:

  • «Займись этим».

Как надо:

  • «До 14:00 среды нужен результат».

4. Нет обратной связи

Любую проблему можно предвидеть и предотвратить. Нужно всего лишь вовремя включиться в рабочий процесс, скорректировать план и направить сотрудника. Это правило работает, когда подчиненные понимают, что просить помощи нормально и вовсе не страшно. Поэтому руководителю необходимо регулярно, но ненавязчиво давать обратную связь и своим примером показывать, как можно. Регулярная обратная связь снижает тревожность, облегчает коммуникацию с подчиненными и помогает вовремя корректировать направление работы, не дожидаясь провала.

Как не надо:

  • Поставили задачу — забыли про нее. Получили не то — внесли правки сами без объяснения.

Как надо:

  • Контролировать процесс не ради контроля, а ради помощи: «Как продвигается? Что мешает? Нужны ли уточнения?»

Итак, повторим. Вопросы, на которые должна отвечать поставленная задача:

  • Что конкретно нужно сделать?
  • Как, зачем, для кого?
  • Когда и в каком формате сдавать?

Ответы на эти вопросы помогают руководителю системно отрабатывать постановку задач и формируют базовые управленческие навыки.

Формула успеха простая:

краткость + четкость + контекст + дедлайн = результат, который желаем получить.

Когда проблема в сотруднике

Задача была сформулирована идеально, по «формуле успеха», но результат не соответствует ожиданиям? В таком случае проблема может быть и в принимающей стороне, то есть в сотруднике. Даже если руководитель сделал все по правилам, важно понимать, что мотивация сотрудников и их готовность брать ответственность за результат остаются ключевыми факторами успеха.

1. Ценность задачи не ясна

Когда человек не видит смысла в своих действиях, он откладывает их или совершает формально, не вовлекаясь. Поэтому руководитель должен мотивировать своих сотрудников, объясняя, как их работа влияет на общий успех. Объяснение смысла задачи усиливает мотивацию сотрудников и помогает избежать формального отношения к работе.

Как не надо:

  • «Нужно срочно подготовить отчет по продажам!»
  • «Сделайте редизайн логотипа!»

Как надо:

  • «Этот отчет покажет, какие товары приносят прибыль, а какие — убытки. На его основе мы решим, что продавать активнее».
  • «Редизайн — это не просто смена логотипа. Он должен отражать новую стратегию компании и привлечь новую аудиторию».

Как руководители убивают мотивацию подчиненных — 9 роковых ошибок
Образование
Фото:Midjourney

2. Отсутствие личной ответственности

«Если я не сделаю, кто-то другой обязательно сделает» — мысль, которая может возникнуть у любого сотрудника и приостановить выполнение работы. Чтобы не сталкиваться с ней, важно закреплять задачи за конкретными людьми. Четко закрепленные зоны ответственности снижают риск того, что важные задачи останутся незавершенными или будут выполнены некачественно.

Как не надо:

  • «Нам нужно подготовить презентацию».
  • «Должны быть готовы варианты дизайна».

Как надо:

  • «Дмитрий, ты отвечаешь за презентацию. К 16:00 пришли черновик».
  • «Мария, тебе нужно сделать три варианта дизайна к четвергу. Потом обсудим».

3. Нехватка компетенций и/или ресурсов

Иногда человек банально не знает, как выполнить задачу, но стесняется сказать об этом. Поэтому руководитель должен регулярно проверять знания и ресурсы команды и при необходимости давать время на обучение и поддержку. Регулярная проверка компетенций — важная часть управления развитием сотрудников.

Как не надо:

  • «Разработай маркетинговую стратегию!»
  • «Настрой таргетированную рекламу!»

Как надо:

  • «Собери основные идеи, а я помогу структурировать».
  • «Разберись, как работает таргет, посмотри кейсы. Если что-то неясно, спроси у коллег».

4. Саботаж, или Тихий протест

Если сотрудник постоянно игнорирует задачи, выходит за рамки дедлайнов и некачественно выполняет свою работу, это может быть:

  • внутренний конфликт;
  • недовольство условиями труда;
  • отсутствие ощущения, что руководство ценит и уважает.

Проблему можно решить тремя способами:

  • провести личный разговор и выяснить, что не так, а после постараться вместе это исправить;
  • дать понять, к чему приведет невыполнение задач;
  • самостоятельно проанализировать ситуацию и решить, сотрудник занимает свою или чужую позицию.

Подобное поведение часто становится скрытым сигналом того, что ценности сотрудника и компании расходятся. Игнорировать такой сигнал опасно для всей команды. После анализа становится проще принять решение — развивать человека дальше или честно расстаться.

Как узнать то, что от вас скрывают сотрудники, — 31 вопрос
Образование
Фото:Phil Boorman / moodboard / Global Look Press

5. Перегруженность

Предыдущий пункт может быть связан и с тем, что сотрудник разрывается между задачами из-за их большого количества и в итоге ни одну не выполняет в соответствии с требованиями. Важно регулярно оценивать загруженность команды. Регулярное планирование нагрузки и приоритизация задач помогают избежать выгорания и сбоев в сроках.

Как не надо:

  • «Ты же умный, разберешься!»
  • «Добавь это в список задач».

Как надо:

  • «Посмотрим, какие задачи можно отложить, чтобы ты успел сделать эту качественно».
  • «Что сейчас приоритетнее: этот проект или тот, над которым ты работаешь?»

Перед тем как обвинять сотрудника в непрофессионализме, оцените корректность поставленной задачи. Критически рассмотрите проблему с разных ракурсов. Вопросы, которые могут помочь:

  • Задача поставлена четко, с дедлайном и контекстом?
  • Сотрудник понимает, зачем он выполняет задачу?
  • Ответственность закреплена за конкретным сотрудником?
  • У сотрудника есть необходимые для выполнения задачи компетенции и ресурсы?
  • Сотрудник объективно перегружен или это саботаж?

Такой чек-лист помогает руководителю понять, как правильно ставить задачи и найти, где именно возникают проблемы во взаимодействии. Если ответы на эти вопросы показывают, что сотрудник действительно вас не слышит и не справляется со своей работой, то, скорее всего, он не на своем месте. В таком случае стоит с ним корректно попрощаться. А после начать поиск тех, кто сможет оправдать ожидания, кто готов брать ответственность и действовать.

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 10 декабря
EUR ЦБ: 89,43 (-0,28)
Инвестиции, 09 дек, 23:57
Курс доллара на 10 декабря
USD ЦБ: 76,81 (-0,47)
Инвестиции, 09 дек, 23:57
Чек-лист новичка: как заработать на нефти, какао и апельсиновом соке #всенабиржу!, 00:10
Москалькова заявила о системных проблемах с льготными лекарствами Общество, 00:05
Bloomberg узнал, что SpaceX планирует провести IPO с оценкой $1,5 трлн Бизнес, 00:03
Задорнов предупредил о сценарии «чеховского ружья» для экономики России Финансы, 00:00
Война, мир и «чеховское ружье». Три сценария для экономики РоссииПодписка на РБК, 00:00
Как кабинет экс-министра обороны Франции добился первой бюджетной победы Политика, 09 дек, 23:55
24 рейса ушли на запасные аэродромы из-за ограничений в Шереметьево Политика, 09 дек, 23:47
Праздники без последствий
Узнайте, как пить красиво
Пройти интенсив
Стубб заявил о скором заключении мирного соглашения по Украине Политика, 09 дек, 23:32
Почему к косметическим процедурам стоит добавить биотехнологии РБК и КИТ МЕД, 09 дек, 23:30
Военного, сбившего дрон над Чечней, наградили миллионом рублей Политика, 09 дек, 23:29
Зеленский сообщил о готовности Украины к «энергетическому перемирию» Политика, 09 дек, 23:21
Россия и Иран: история сотрудничества РБК и РЭЦ, 09 дек, 23:00
Как цифровые платформы оптимизируют логистику и учет в нефтегазе Отрасли, 09 дек, 23:00
Как налоговая реформа отразится на компаниях Радио, 09 дек, 22:57