Перейти к основному контенту

Я статья, которая устроит вас на работу в РБК

Для редакторов

Можно без опыта

Шанс попасть в крупное медиа

РБК Образование⁠,
0

Как продолжить карьеру топ-менеджеру 40+

Любая корпоративная карьера когда-нибудь заканчивается. И многие топ-менеджеры после 40 лет начинают задумываться, что будут делать следующие 10–15 лет. Перейти от размышлений к действию помогут советы карьерного консультанта Арины Гороховской
Фото: Kateryna Onyshchuk / Shutterstock / Fotodom
Фото: Kateryna Onyshchuk / Shutterstock / Fotodom

Статусных должностей на всех амбициозных руководителей не хватает. Кто-то достаточно хорошо заработал уже к 40 годам, вложился в недвижимость и обеспечил себя и семью пассивным доходом до конца жизни. Но на покой все равно не хочет, а хочет быть востребованным в профессии и продолжать приносить пользу бизнесу и людям.

Есть один хороший сценарий, как возрастным амбициозным руководителям долго оставаться востребованными, если хочется закончить корпоративную карьеру, — станьте дорогим консультантом!

Выбрав этот вариант, вы обеспечите себе:

  • интересные масштабные проекты;
  • профессиональную реализацию и развитие;
  • статус и достойный доход;
  • реализацию своих амбиций;
  • карьерное долголетие.

Этот сценарий не требует денежных вложений. Вы даже в доходе не потеряете, если сделаете грамотно первые шаги. Развивать свой консалтинговый проект можно, еще работая в найме, и закончить офисную карьеру, когда доход от консалтинга станет равен или превысит текущую зарплату. Через пару-тройку лет можно будет создать собственное агентство и масштабировать его.

Во многих странах логичным продолжением карьеры топ-менеджера является консалтинг. Мудрого опытного эксперта приглашают как советника для помощи бизнесу. Там это никого не удивляет, и каждый возрастной руководитель знает, что если захочет продолжить карьеру, то будет востребован именно в этом качестве.

В России многие руководители после увольнения по привычке ищут новую работу в найме и не видят других вариантов, если поиск не срабатывает. И тогда они снижают свои притязания, переходят на менее статусные должности с меньшим окладом и ощущают себя «сбитыми летчиками».

Важно вовремя отследить, не пора ли вам покончить с корпоративной карьерой. Проверьте себя — может, настало время задуматься о переходе из найма в консалтинг.

Пять причин задуматься о выходе из найма

1. Вы слишком хорошо работаете и предпочитаете доказывать свою нужность работодателю методом упорного труда, поэтому устраняетесь от участия в офисной политике

Это, конечно, прекрасная позиция. Но когда руководитель высокого уровня изо всех сил «топит за результат», он попадает в недружественное окружение коллег равного статуса, многие из которых не могут похвастаться такой же эффективностью. И тогда они начинают плести интриги против слишком результативного смежника.

Зачастую их поддерживает (как это ни парадоксально) вышестоящее руководство, потому что генеральный директор или собственник обычно боится потерять команду.

К сожалению, невозможно удержаться на должности, если не выстраивать специальных отношений с руководством и коллегами. А если вы работаете в крупном холдинге, то еще и с многочисленными кураторами. Чем выше статус должности, тем больше времени топ-менеджер тратит на создание и поддержание деловых связей — все эти чай/кофе/бильярд. И большая иллюзия считать, что этого можно избежать в рамках корпоративной карьеры.

Единственный способ не участвовать в офисной политике — стать приглашенным консультантом для такой команды. И тогда у вас появится возможность использовать свои профессиональные компетенции и выдавать нужный клиенту результат, не обращая внимания на бурлящие в команде интриги.

Проверочный вопрос: на что вы больше ориентированы — на развитие отношений или на результат?

2. Вы не хотите идти на открытый конфликт

Нас всех научили в бизнес-школах амортизировать свои негативные эмоции и конструктивно влиять на других людей. «Давая обратную связь, делай раз-два-три, смотри на невербальные проявления собеседника, подбирай аргументы, бла-бла-бла…»

Не подумайте, я не против грамотных коммуникаций. Однако цивилизованное влияние не всегда работает там, где идет ожесточенная борьба за ресурсы. Особенно если все одинаково конструктивно выстраивают свои сообщения и совершенно невозможно распознать, кто делает это неискренне и завтра даст под дых. Если в вашей команде есть хотя бы один манипулятор, то рано или поздно все владеющие навыками цивилизованной коммуникации незаметно для себя начинают бегать по кругу и не могут из него вырваться.

Игнорируя затяжной конфликт, вы сильно рискуете. Ваш оппонент сыграет тайно против вас, используя для этого хитрые приемы. Если вы хотите и дальше оставаться в корпоративной системе, вам придется научиться действовать так же. Возможно, более дипломатично, но придется. И если такая наука вызывает у вас скрежет зубов, я вас прекрасно понимаю. Но ничего, кроме как подумать о собственном проекте, не могу вам предложить.

Проверочный вопрос: есть ли у вас желание учиться играть в офисную политику?

3. Вы не хотите нести ответственность за чужой бизнес

От топ-менеджеров я часто слышу: «Я хочу работать там, где собственник точно знает, что он хочет от своего бизнеса, умеет мыслить стратегически, четко ставит задачи, дает конструктивную обратную связь и несет ответственность за свои слова и действия». Другими словами — выполняет в полной мере свой лидерский функционал.

При этом собственник со всей своей предпринимательской харизмой может и матом приложить, за ним не заржавеет. Поэтому на топ-уровне очень важно уметь грамотно лавировать среди взаимоисключающих друг друга задач (особенно если начальников у вас больше, чем один), переспрашивать, перепроверять, формировать договоренности, а потом спокойно передоговориться. А также иметь высочайший уровень эмоциональной устойчивости, потому что придется часто получать деструктивную обратную связь.

Если вы готовы на все это и можете выдержать, то не только удержите текущие позиции, но и договоритесь об опционе, если захотите. А если выдерживать не готовы, возможно, стоит задуматься о продолжении карьеры вне найма.

Проверочный вопрос: готовы ли вы нести ответственность за чужой бизнес, если его собственник не знает, чего хочет, и не умеет быть «хорошим» руководителем?

4. Вы нетолерантны к непрофессионализму и безответственности

В любой топ-команде есть как минимум один отщепенец. Или любимчик шефа, которому все прощается. Или кто-то из родственников. Или человек, которого никто не решается трогать, потому что он специалист узкого профиля. Или… Ну, вы поняли. И вам хочется хлопнуть дверью всякий раз, когда на совещании этот товарищ открывает рот и предлагает свои идеи. А шеф еще и прислушивается к нему!

И если после вы найдете другую хорошую работу, то там снова встретите таких же непрофессионалов. По моей статистике, в команде из десяти человек высокопрофессиональных всего два человека. Еще два — те самые отщепенцы, выгнать которых я, как консультант, всегда рекомендую. Остальные шесть дрейфуют в ту или другую сторону в зависимости от того, куда им позволяет дрейфовать руководство. И зачастую призывы к голосу коллективного или начальственного разума с требованием «уволить подонка, пока он не развалил бизнес», не имеют никаких последствий, потому что «ну, понимаете ли, не все так однозначно».

Если вы хотите оставаться в корпоративной карьере, вам придется:

  • быть терпимее к тем, кто не такой результативный / ответственный / компетентный, как вы;
  • перестать раздражаться на них и научиться выстраивать свою работу вокруг их работы.

В противном случае ваши эмоции приведут вас к профессиональному выгоранию. А после этого вы либо сами не выдержите, либо от вас избавятся.

Проверочный вопрос: считаете ли вы себя более компетентным, ответственным и результативным, чем некоторые члены вашей команды, и готовы ли мириться с их недостатками?

5. Вы уже давно не получали хороших предложений о работе

Вы много и честно работали, чтобы получить то, что имеете, и можете по праву собой гордиться. Но если вы уже достаточно давно занимаете свое текущее место, то, несмотря на желание что-то изменить, у вас все равно есть страх его потерять.

Навыки ходить по собеседованиям утеряны или их никогда и не было, потому что вас все время приглашали на новую позицию. Времена меняются, а с ними и требования работодателей, связи ослабевают, уволившиеся коллеги жалуются на отсутствие хороших перспектив.

Прибавьте сюда все те случаи, когда на совещании коллеги не хотят слышать ваши идеи. Ведь у вас наверняка есть парочка мыслей, с которыми вы давно носитесь, но все время натыкаетесь на возражение типа «сейчас не время».

Чем больше страха или раздражения от неудач, тем сильнее неуверенность, а там и до синдрома самозванца рукой подать: «А достоин ли я того, что имею?»

Повезло тем руководителям, которые постоянно меняют работу и уверены в том, что всегда смогут круто презентовать себя и свои идеи потенциальным работодателям и точно найдут новую работу, еще лучше прежней. Вне зависимости от того, какой у вас стаж занятости, вам все равно придется развивать личный бренд и авторитет эксперта, чтобы оставаться востребованным. Так не лучше ли направить свои усилия на поиск тех клиентов, с которыми вам будет комфортно работать и которые будут прислушиваться к вашим идеям?

Проверочный вопрос: вы не устали ждать приглашение на хорошее собеседование?

Результаты теста

Вам стоит задуматься, оставаться ли в найме, если после ответов на вопросы вы поняли, что:

  • больше ориентированы на результат, чем на поддержание отношений;
  • не хотите учиться играть в офисную политику;
  • устали исполнять чужие противоречивые идеи и нести за них ответственность;
  • не хотите мириться с низкой эффективностью коллег;
  • не видите смысла ходить по собеседованиям с непредсказуемым итогом.

В России в настоящий момент происходит очередное перерождение рынка экспертных услуг. Одни только налоговые претензии поражают воображение — речь идет о миллиардах рублей. И это только то, о чем мы знаем от СМИ, а сколько еще остается в тени. Я ни в коем случае не предлагаю успешному руководителю становиться очередным коучем. Лучшее, что вы можете сделать, если решите закончить с корпоративной карьерой, — подумать, каким организациям нужны ваши мозги, опыт и сколько они готовы заплатить за решение своего вопроса с вашей помощью. Думаю, миллиарды условной Блиновской вам не нужны (да и не светят), но свои пару миллионов вы всегда сможете заработать, например разработав финансовую модель для IT-компании, мечтающей о захвате рынке.

Подумайте о собственном проекте заранее, пока вы еще работаете в найме, если хотите карьерного долголетия и гибкого трудоустройства.

Теги

Я статья, которая устроит вас на работу в РБК

Для редакторов

Можно без опыта

Шанс попасть в крупное медиа

Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
00 часов : 00 минут : 00 секунд
00 дней
Лента новостей
Курс евро на 11 ноября
EUR ЦБ: 93,93 (+0,09)
Инвестиции, 01:41
Курс доллара на 11 ноября
USD ЦБ: 81,01 (-0,21)
Инвестиции, 01:41
ЦСКА расторг контракт с канадским голкипером после 14 матчей в КХЛ Спорт, 11:23
Аш-Шараа рассказал о полученном от Трампа подарке Политика, 11:19
На стройке в Москве загорелись стройматериалы Общество, 11:15
От избы до дизайнерских квартир: как менялось гостеприимство в России РБК и Legenda, 11:15
Индекс роста промышленности в Ростовской области составил 102,3% Отрасли, 11:14
ФСБ опубликовала запись инструктажа штурмана для угона российского МиГ-31 Политика, 11:11
Американского призера ЧМ в беге на 100 м дисквалифицировали за допинг Спорт, 11:10
ИИ для работы и жизни — новый интенсив РБК
Как пользоваться нейросетями и прокачать с ними общение
Подробнее
Кто влюблен в море: как «Русский Краб» формирует новое поколение рыбаков Отрасли, 11:09
Станет ли Махачев первым чемпионом UFC из России в двух дивизионах Спорт, 11:05
FT узнал, что ВСУ часть фронта обороняют только БПЛА из-за нехватки людей Политика, 11:01
WP узнала о плане Трампа возобновить добычу нефти у берегов Калифорнии Политика, 11:01
Как работать, не принося в жертву собственный комфорт и интересы РБК и ГАЛС, 11:00
5 ошибок в интерфейсах, которые допускают даже опытные дизайнерыПодписка на РБК, 11:00
Как специалистам по недвижимости избежать уголовной ответственности РБК Компании, 11:00