Как продолжить карьеру топ-менеджеру 40+
Статусных должностей на всех амбициозных руководителей не хватает. Кто-то достаточно хорошо заработал уже к 40 годам, вложился в недвижимость и обеспечил себя и семью пассивным доходом до конца жизни. Но на покой все равно не хочет, а хочет быть востребованным в профессии и продолжать приносить пользу бизнесу и людям.
Есть один хороший сценарий, как возрастным амбициозным руководителям долго оставаться востребованными, если хочется закончить корпоративную карьеру, — станьте дорогим консультантом!
Выбрав этот вариант, вы обеспечите себе:
- интересные масштабные проекты;
- профессиональную реализацию и развитие;
- статус и достойный доход;
- реализацию своих амбиций;
- карьерное долголетие.
Этот сценарий не требует денежных вложений. Вы даже в доходе не потеряете, если сделаете грамотно первые шаги. Развивать свой консалтинговый проект можно, еще работая в найме, и закончить офисную карьеру, когда доход от консалтинга станет равен или превысит текущую зарплату. Через пару-тройку лет можно будет создать собственное агентство и масштабировать его.
Во многих странах логичным продолжением карьеры топ-менеджера является консалтинг. Мудрого опытного эксперта приглашают как советника для помощи бизнесу. Там это никого не удивляет, и каждый возрастной руководитель знает, что если захочет продолжить карьеру, то будет востребован именно в этом качестве.
В России многие руководители после увольнения по привычке ищут новую работу в найме и не видят других вариантов, если поиск не срабатывает. И тогда они снижают свои притязания, переходят на менее статусные должности с меньшим окладом и ощущают себя «сбитыми летчиками».
Важно вовремя отследить, не пора ли вам покончить с корпоративной карьерой. Проверьте себя — может, настало время задуматься о переходе из найма в консалтинг.
Пять причин задуматься о выходе из найма
1. Вы слишком хорошо работаете и предпочитаете доказывать свою нужность работодателю методом упорного труда, поэтому устраняетесь от участия в офисной политике
Это, конечно, прекрасная позиция. Но когда руководитель высокого уровня изо всех сил «топит за результат», он попадает в недружественное окружение коллег равного статуса, многие из которых не могут похвастаться такой же эффективностью. И тогда они начинают плести интриги против слишком результативного смежника.
Зачастую их поддерживает (как это ни парадоксально) вышестоящее руководство, потому что генеральный директор или собственник обычно боится потерять команду.
К сожалению, невозможно удержаться на должности, если не выстраивать специальных отношений с руководством и коллегами. А если вы работаете в крупном холдинге, то еще и с многочисленными кураторами. Чем выше статус должности, тем больше времени топ-менеджер тратит на создание и поддержание деловых связей — все эти чай/кофе/бильярд. И большая иллюзия считать, что этого можно избежать в рамках корпоративной карьеры.
Единственный способ не участвовать в офисной политике — стать приглашенным консультантом для такой команды. И тогда у вас появится возможность использовать свои профессиональные компетенции и выдавать нужный клиенту результат, не обращая внимания на бурлящие в команде интриги.
Проверочный вопрос: на что вы больше ориентированы — на развитие отношений или на результат?
2. Вы не хотите идти на открытый конфликт
Нас всех научили в бизнес-школах амортизировать свои негативные эмоции и конструктивно влиять на других людей. «Давая обратную связь, делай раз-два-три, смотри на невербальные проявления собеседника, подбирай аргументы, бла-бла-бла…»
Не подумайте, я не против грамотных коммуникаций. Однако цивилизованное влияние не всегда работает там, где идет ожесточенная борьба за ресурсы. Особенно если все одинаково конструктивно выстраивают свои сообщения и совершенно невозможно распознать, кто делает это неискренне и завтра даст под дых. Если в вашей команде есть хотя бы один манипулятор, то рано или поздно все владеющие навыками цивилизованной коммуникации незаметно для себя начинают бегать по кругу и не могут из него вырваться.
Игнорируя затяжной конфликт, вы сильно рискуете. Ваш оппонент сыграет тайно против вас, используя для этого хитрые приемы. Если вы хотите и дальше оставаться в корпоративной системе, вам придется научиться действовать так же. Возможно, более дипломатично, но придется. И если такая наука вызывает у вас скрежет зубов, я вас прекрасно понимаю. Но ничего, кроме как подумать о собственном проекте, не могу вам предложить.
Проверочный вопрос: есть ли у вас желание учиться играть в офисную политику?
3. Вы не хотите нести ответственность за чужой бизнес
От топ-менеджеров я часто слышу: «Я хочу работать там, где собственник точно знает, что он хочет от своего бизнеса, умеет мыслить стратегически, четко ставит задачи, дает конструктивную обратную связь и несет ответственность за свои слова и действия». Другими словами — выполняет в полной мере свой лидерский функционал.
При этом собственник со всей своей предпринимательской харизмой может и матом приложить, за ним не заржавеет. Поэтому на топ-уровне очень важно уметь грамотно лавировать среди взаимоисключающих друг друга задач (особенно если начальников у вас больше, чем один), переспрашивать, перепроверять, формировать договоренности, а потом спокойно передоговориться. А также иметь высочайший уровень эмоциональной устойчивости, потому что придется часто получать деструктивную обратную связь.
Если вы готовы на все это и можете выдержать, то не только удержите текущие позиции, но и договоритесь об опционе, если захотите. А если выдерживать не готовы, возможно, стоит задуматься о продолжении карьеры вне найма.
Проверочный вопрос: готовы ли вы нести ответственность за чужой бизнес, если его собственник не знает, чего хочет, и не умеет быть «хорошим» руководителем?
4. Вы нетолерантны к непрофессионализму и безответственности
В любой топ-команде есть как минимум один отщепенец. Или любимчик шефа, которому все прощается. Или кто-то из родственников. Или человек, которого никто не решается трогать, потому что он специалист узкого профиля. Или… Ну, вы поняли. И вам хочется хлопнуть дверью всякий раз, когда на совещании этот товарищ открывает рот и предлагает свои идеи. А шеф еще и прислушивается к нему!
И если после вы найдете другую хорошую работу, то там снова встретите таких же непрофессионалов. По моей статистике, в команде из десяти человек высокопрофессиональных всего два человека. Еще два — те самые отщепенцы, выгнать которых я, как консультант, всегда рекомендую. Остальные шесть дрейфуют в ту или другую сторону в зависимости от того, куда им позволяет дрейфовать руководство. И зачастую призывы к голосу коллективного или начальственного разума с требованием «уволить подонка, пока он не развалил бизнес», не имеют никаких последствий, потому что «ну, понимаете ли, не все так однозначно».
Если вы хотите оставаться в корпоративной карьере, вам придется:
- быть терпимее к тем, кто не такой результативный / ответственный / компетентный, как вы;
- перестать раздражаться на них и научиться выстраивать свою работу вокруг их работы.
В противном случае ваши эмоции приведут вас к профессиональному выгоранию. А после этого вы либо сами не выдержите, либо от вас избавятся.
Проверочный вопрос: считаете ли вы себя более компетентным, ответственным и результативным, чем некоторые члены вашей команды, и готовы ли мириться с их недостатками?
5. Вы уже давно не получали хороших предложений о работе
Вы много и честно работали, чтобы получить то, что имеете, и можете по праву собой гордиться. Но если вы уже достаточно давно занимаете свое текущее место, то, несмотря на желание что-то изменить, у вас все равно есть страх его потерять.
Навыки ходить по собеседованиям утеряны или их никогда и не было, потому что вас все время приглашали на новую позицию. Времена меняются, а с ними и требования работодателей, связи ослабевают, уволившиеся коллеги жалуются на отсутствие хороших перспектив.
Прибавьте сюда все те случаи, когда на совещании коллеги не хотят слышать ваши идеи. Ведь у вас наверняка есть парочка мыслей, с которыми вы давно носитесь, но все время натыкаетесь на возражение типа «сейчас не время».
Чем больше страха или раздражения от неудач, тем сильнее неуверенность, а там и до синдрома самозванца рукой подать: «А достоин ли я того, что имею?»
Повезло тем руководителям, которые постоянно меняют работу и уверены в том, что всегда смогут круто презентовать себя и свои идеи потенциальным работодателям и точно найдут новую работу, еще лучше прежней. Вне зависимости от того, какой у вас стаж занятости, вам все равно придется развивать личный бренд и авторитет эксперта, чтобы оставаться востребованным. Так не лучше ли направить свои усилия на поиск тех клиентов, с которыми вам будет комфортно работать и которые будут прислушиваться к вашим идеям?
Проверочный вопрос: вы не устали ждать приглашение на хорошее собеседование?
Результаты теста
Вам стоит задуматься, оставаться ли в найме, если после ответов на вопросы вы поняли, что:
- больше ориентированы на результат, чем на поддержание отношений;
- не хотите учиться играть в офисную политику;
- устали исполнять чужие противоречивые идеи и нести за них ответственность;
- не хотите мириться с низкой эффективностью коллег;
- не видите смысла ходить по собеседованиям с непредсказуемым итогом.
В России в настоящий момент происходит очередное перерождение рынка экспертных услуг. Одни только налоговые претензии поражают воображение — речь идет о миллиардах рублей. И это только то, о чем мы знаем от СМИ, а сколько еще остается в тени. Я ни в коем случае не предлагаю успешному руководителю становиться очередным коучем. Лучшее, что вы можете сделать, если решите закончить с корпоративной карьерой, — подумать, каким организациям нужны ваши мозги, опыт и сколько они готовы заплатить за решение своего вопроса с вашей помощью. Думаю, миллиарды условной Блиновской вам не нужны (да и не светят), но свои пару миллионов вы всегда сможете заработать, например разработав финансовую модель для IT-компании, мечтающей о захвате рынке.
Подумайте о собственном проекте заранее, пока вы еще работаете в найме, если хотите карьерного долголетия и гибкого трудоустройства.