Глупцы на Олимпе. Почему компании меньше платят сотрудникам с высоким IQ
Больше половины россиян хотят сменить работу. Одна из самых частых причин — уверенность, что зарплаты распределяются несправедливо, выяснила «Работа.ру». Сотрудники уверены, что компании продвигают не самых умных и работящих, а ограниченных и нахрапистых. Так ли это?
Судя по всему, так. И не только в России. Недавнее исследование, проведенное в Швеции, подтвердило неприглядную истину: на самом верху далеко не всегда находятся действительно достойные сотрудники. И если шведские компании считаются образцом логичной и гуманной организации труда, то легко представить, насколько хуже обстоят дела у нас в стране. Почему компании не любят сотрудников с высоким IQ и чем им так милы недалекие руководители?
Ненужный ум
Целых 54% россиян хотят уйти в другую компанию. Не в последнюю очередь к смене работы толкает подозрение или уверенность, что в родной организации платят не по справедливости. Треть (36%) сотрудников, опрошенных сервисом «Работа.ру», уверена, что коллеги получают больше, а каждый десятый мутит воду, обсуждая этот вопрос в коллективе. Больше половины соотечественников (52%) хотели бы знать, сколько получают коллеги и боссы.
Эйчары обычно пытаются урезонить искателей справедливости: мол, размер вознаграждения соответствует «уму и сообразительности», а также навыкам получателя. Учитесь, наращивайте квалификацию — и будет вам счастье. Руководители часто ссылаются на пример «гениев» вроде Илона Маска или Билла Гейтса, которые сделали состояние благодаря высокому интеллекту и изобретательности.
Однако ум тут совсем ни при чем, выяснили недавно ученые из шведского Университета Линчёпинга. Согласно их выводам, как минимум на вершине карьерной лестницы умственные способности сотрудников вовсе не коррелируют с их зарплатой. «После определенного порога заработной платы более высокая заработная плата больше не говорит о когнитивных способностях», — резюмируют авторы. «Мы не нашли доказательств, что те, кто занимает высокие должности с необычайно высокой зарплатой, более достойны, чем те, кто получает только половину этой зарплаты».
Исследователи проанализировали когнитивные способности более 59 тыс. шведов 18–19 лет и их заработок в течение 11-летнего периода, когда участникам было от 35 до 45 лет. Тест включал задания на понимание услышанного, технические задачи, задачи на пространственное мышление и логику. Исследование было основано на стандартизированном тесте на интеллект, который мужчины проходили в рамках обязательной военной службы (поэтому там не оказалось женщин и иммигрантов). «Эти данные позволяют нам впервые проверить, служат ли чрезвычайно высокие зарплаты признаком чрезвычайно высокого интеллекта, поскольку в отличие от данных опросов охватывают весь спектр заработной платы, включая самые высокие доходы», — пояснил ведущий автор Марк Кейшнигг, научный сотрудник Института аналитической социологии Линчёпингского университета.
Согласно исследованию, самые высокооплачиваемые работники не намного умнее среднестатистического человека. На рядовых позициях и чуть выше связь между когнитивными способностями и доходом все-таки есть, но если говорить о 5% самых высокооплачиваемых сотрудников компании, то их IQ даже чуть ниже среднего. А входящие в верхний 1% шкалы оплаты труда набрали заметно меньше баллов в тестах на когнитивные способности, чем те, кто находится ниже по шкале доходов. «Поразительно, но мы обнаружили, что связь между способностями и заработной платой в целом сильна, однако при доходе свыше €60 тыс. в год способности выходят на плато», — пишут авторы исследования.
На самом деле шведы не первые, кто получил такой обескураживающий результат. Исследование ученых Маастрихтского и Чикагского университетов, опубликованное в ноябре 2016 года в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, тоже показало, что высокий уровень врожденного интеллекта не служит показателем финансового успеха. Интересно, что сами люди это в основном осознают и все равно не верят, что IQ и доходы практически никак не связаны. На вопрос, какую часть разницы в доходах можно связать с IQ, большинство отвечали, от 25 до 50%, говорит один из соавторов исследования экономист Джеймс Хекман. Реальный результат, который выявили исследователи: высокий IQ увеличивает доходы всего на 1–2%, то есть в рамках статистической погрешности.
Надбавка за дружбу
Надо признать: правда в том, что материальная компенсация на рабочем месте «никогда не бывает идеально равноправной», говорит Карен Диллон, экс-редактор Harvard Business Review, соавтор книги «Как бы вы оценили свою жизнь». Примеров много: бонус «Лиги плюща» (мы отдаем должное элитному образованию, помогает оно в работе или нет), преимущество внешнего найма (новеньким на той же позиции платят больше); наконец, классическая надбавка («он дружил с нашим большим боссом еще до того, как сюда попал»).
Ситуация, когда компанией управляют откровенно глупые люди, все-таки нетипична, считает Анна Тимофеева, партнер консалтинговой компании «Экопси», руководитель практики «Управление талантами». Другое дело, что система кадровых решений в компаниях бывает несовершенна. «Если компания не обеспечивает достаточного движения людей как вверх, так и по горизонтали или на выход, то они засиживаются на своих местах, — указывает на проблему эксперт. — и рано или поздно система протухает, становится похожей на болото». Либо речь и правда о непотизме. «Но этого все меньше и меньше, — обнадеживает эксперт. — Сейчас все больше организаций понимает, что принцип назначений «преданный лучше, чем компетентный» не является самым верным, если только вы не в какой-то архаичной структуре сидите».
Гораздо чаще встречаются другие системные ошибки. Например, карьерное продвижение в компании привязано только к оценке предыдущей результативности сотрудников. «И лучший эксперт, например, программист или продавец, вдруг становится тимлидом или возглавляет отдел продаж. А он вовсе не готов быть менеджером, у него и мировоззрение экспертное, и мотивация», — приводит пример Тимофеева. Другая ошибка, когда компания продвигает только «самовыдвиженцев». «Каких-то громких амбициозных ребят, которые заявляют о своей готовности руководить и даже обещают покинуть компанию, если не получат продвижения. Приходит такой сотрудник и говорит: я чувствую, я достаточно вырос. При этом, возможно, внутри компании есть более достойный и зрелый кандидат, но он более тихий».
Занимающие высокие должности и заработавшие состояния часто изображаются в кино высокомерными и беспринципными, но редко глупыми и некомпетентными. В разгар кризиса стоимости жизни этот вопрос выходит за рамки научного любопытства и затрагивает более глубокую проблему. В западной культуре принято считать, что успех обусловлен в основном, если не полностью, такими личными качествами, как талант, интеллект, навыки, усилия или готовность рисковать.
Этот взгляд имеет скрытую пропагандистскую подоплеку — оправдывает растущий разрыв в доходах. Если бы «стоимость» людей была только следствием их интеллекта, гигантский разрыв в благосостоянии, который мы видим в компаниях, мог бы восприниматься проще: неравенство было бы платой за то, что самые умные ведут компанию и нас, ее сотрудников, к лучшему будущему, говорит финансовый обозреватель Крис Скиннер. Полагать, что если вы умны, то скорее всего, будете богаты, кажется вполне логичным и потому верным, но это не так. Увы, на поверку достаток мало связан с интеллектом.
Эта апология неравного распределения доходов хорошо знакома и в России. Социолог Астонского университета, автор книги «Безумно богатые русские» Элизабет Шимпфёссль отмечает, что российские олигархи любят говорить, что залогом их успеха стали правильные гены, особая храбрость, выражавшаяся в готовности постоянно рисковать, а также принадлежность к технической интеллигенции.
«Ты что, самый умный?»
Российские кадровики политкорректно сглаживают выводы зарубежных исследователей: интеллект все же важен для успешной карьеры, говорят они. Но ценятся сегодня не просто «ум и сообразительность», но вполне конкретные качества. «Умные — это какие? Предлагаю обратиться к определению Даля. Согласно толковому словарю, «ум — способность мыслить, познавательная и заключительная способности человека». То есть не только объем знаний, крепкая теоретическая база и общая эрудированность, основанные на фундаментальном образовании, а именно способность самостоятельно находить информацию и правильно с ней работать, — уточняет Полина Брежнева, эксперт карьерного маркетплейса hh.ru. — Хочу сделать особенный акцент на формулировку заключительной способности. Умение делать выводы, работать с большим количеством разноформатных данных и источников — важнейший и актуальный навык успешного человека».
Актуальная боль рынка — повсеместная аналитика, продолжает Брежнева. «Бизнес хочет данных — прогнозных, фактических, любых. Бизнесу нужно видеть актуальные цифры и данные, опираться на них в планировании, делать правильные выводы и проводить нужные исследования. С подобными задачами на высоком уровне принятия решений гораздо лучше справляются лидеры, имеющие более развитые когнитивные способности».
Однако интеллект не является чем-то монолитным, уточняют ученые. Фактически он состоит как минимум из двух больших конструктов — текучего интеллекта и кристаллизованного интеллекта. Текучий, или гибкий интеллект задействует основные когнитивные механизмы — скорость обработки стимулов, объем памяти и абстрактное мышление. Это способность мозга приобретать и обрабатывать информацию. Кристаллизованный интеллект — навык, развивающийся в социальной среде, в основном приобретенная информация — как, например, грамотность и знание конкретных тем.
Эти два типа интеллекта развиваются по-разному, и надо признать, не вполне справедливо: текучий интеллект наследуется, не может быть усилен и, что совсем уж печально, довольно быстро снижается с возрастом. Напротив, кристаллизованный интеллект увеличивается на протяжении большей части взрослой жизни и начинает снижаться только после 65 лет. При всем этом текучий интеллект помогает формировать кристаллизованный интеллект. Если ваши навыки рассуждения прокачаны, вы будете быстро обрабатывать новую информацию и точно интегрировать со старой. Это ускорит изучение любой дисциплины и будет способствовать академическому и финансовому успеху.
В перечне аргументов, стимулирующих рост дохода и успешности, нельзя не отметить эмоциональный интеллект (EQ), продолжает тему Брежнева. «Согласно исследованиям, эмоциональный интеллект в компаниях в два раза важнее IQ. Более 60% компетенций, связанных с высокой продуктивностью, зависит от эмоционального интеллекта». В частности, одно исследование показало, что вторичной чертой, влияющей на финансовый успех, было любопытство. А это одна из девяти черт, обычно встречающихся у людей с высоким эмоциональным интеллектом, по словам доктора Трэвиса Брэдбери, автора книги «Эмоциональный интеллект 2.0». Любопытство, в частности, выражается в том, что человек интересуется переживаниями других, считает он. В конце концов, продвижение по карьерной лестнице часто требует умения нравиться коллегам и начальникам.
Исследование ученых из Маастрихта и Ливерпуля тоже показало, что личность играет гораздо большую роль в финансовом успехе, чем ум. Черта, тесно связанная с получением высокого дохода, — добросовестность. Она подразумевает желание хорошо выполнить задачу и серьезно относиться к обязательствам перед другими. Добросовестные люди, как правило, эффективны и организованы, обладают самодисциплиной, следуют указаниям и стремятся достичь результата. Их поведение скорее запланированное, чем спонтанное. Такие, как правило, надежны. Им также свойственны аккуратность, систематичность, стремление действовать тщательно и обдуманно.
Компании нацелены на достижение результатов, и это не связано напрямую с умом, добавляет Юлия Подоксенова, директор ANCOR Consulting. «Если сравнивать людей со средними умственными способностями с очень умными сотрудниками, то определяющую роль будут играть другие особенности личности: работоспособность, нацеленность на достижения, коммуникативные навыки, стрессоустойчивость и т.д.». Еще одна особенность связана с тем, что при высоком IQ у человека, как правило, немного другие ценности, не сводящиеся к карьере, напоминает Подоксенова. Часто такие соискатели идут в те сферы, где могут интеллектуально реализоваться, к примеру в науку или в социально значимые проекты.
Много денег за ничего
Наконец, ученые напоминают, что мы напрасно недооцениваем важность внешних сил в историях успеха. Проще говоря, самые успешные не самые талантливые, а самые удачливые. Это было доказано с помощью компьютерного моделирования. Авторы шведского исследования тоже убеждены, что «чрезвычайный профессиональный успех, скорее всего, обусловлен семейными ресурсами или удачей, чем способностями». Их исследование показало, что «элитная» семейная история играет важную роль в получении доступа к самым привилегированным и высокооплачиваемым должностям. Родиться в богатой и высокообразованной семье, строго говоря, тоже удача. Значительное влияние фортуны на достаток показало и недавнее исследование Джованни Сала из Ливерпульского университета и Фернана Гобе, профессора Лондонской школы экономики.
Статистическое распределение богатства отличается от распределения интеллекта. Интеллект или талант демонстрирует гауссовское распределение среди населения, то есть большинство имеет средний уровень, тогда как распределение богатства, считающегося показателем успеха, обычно следует закону Парето (80% богатства страны находится в руках 20% населения). «Такое несоответствие предполагает, что за кулисами работает некий скрытый ингредиент. С помощью очень простой модели мы показываем, что таким ингредиентом служит простая случайность, — вторят коллегам ученые из Университета Корнелла. — В частности, почти никогда самые талантливые люди не достигают самых высоких вершин успеха, уступая место посредственным, но более удачливым».
Одним словом, в части высоких зарплат и вообще достатка интеллект не считается ни достаточным, ни необходимым, хоть и бесспорно помогает. Многие факторы, способствующие достижению финансового успеха, находятся вне нашего контроля. В конце концов, быть умным тоже своего рода удача. Что мы можем сделать, так это извлечь максимальную пользу из того, что удача принесла нам. Многие состояния — как крупные, так и небольшие — результат разумного использования интеллектуальных, образовательных или социально-экономических ресурсов, которыми был одарен их будущий обладатель.