Долговые проблемы стран PIGS создают серьезные риски
На протяжении последних нескольких месяцев ситуация вокруг стран PIGS создает фон для мировых финансовых рынков, а в последние две недели события приняли кульминационный характер. Moody's в пятницу, 22 апреля, в очередной раз понизило кредитный рейтинг Греции. S&P в середине текущей недели понизило кредитный рейтинг Португалии и Испании. В среду, 22 апреля, МВФ и Евросоюз практически полностью договорились о сроках и объемах помощи Греции. Однако большинство международных экспертов полагают, что эта помощь будет недостаточной, и рекомендуют стране реструктуризировать имеющуюся задолженность. В результате растет градус панических настроений на долговых рынках и инвесторы предпочитают избавляться от облигаций стран PIGS, что приводит к росту доходности и подталкивает агентства к пересмотру существующих рейтингов и как следствие – своеобразному "закреплению", на среднесрочную перспективу более высокой стоимости заимствования.
Управляющий директор "Арбат Капитала" Александр Орлов отметил, что рейтинговые агентства всего behing the curve, то есть снижают рейтинг, когда рыночные спрэды уже на уровнях, предполагаемых существенно более низким рейтингом, поэтому это скорее констатация факта, чем его предвосхищение. Эксперт также отметил, что предоставление помощи со стороны ЕС может создать опасный прецедент для остальных стран – членов PIGS. Однако альтернативный вариант – дать Греции обанкротиться – может поставить крест на европейской интеграции и евро как таковом. Таким образом, правительство ЕС выбирает меньшее зло сейчас, с риском большего зла в дальнейшем.
Ведущий специалист аналитического отдела "РИК-Финанс" Роман Ткачук отметил, что снижение рейтингов Греции, Португалии и Испании снизит интерес инвесторов к облигациям этих стран. Долговой рынок для Греции уже практически закрыт – суверенный рейтинг страны понижен S&P до "мусорного" уровня (BB+). Снижение спроса ведет к росту спрэда для заимствований стран PIGS относительно считаемых эталонными в Еврозоне бондов Германии.
"Вероятно, Греции для решения бюджетных проблем придется прибегнуть к помощи Евросоюза и МВФ. МВФ уже имеет успешный опыт подобных спасений, а основную часть помощи должен обеспечить ЕС. Основным бенефициаром помощи должна выступить Германия, где осенью будут выборы. Но поддержка Греции может вызвать волну негатива к правящей партии, и Ангела Меркель выступает против подобного развития событий. Таким образом, вопрос, как будет реализован план помощи, остается. Если план все же будет реализован, то у остальных стран PIGS может возникнуть соблазн пойти по подобному сценарию для решения бюджетных проблем", – отметил эксперт.
Директор по работе с долговыми инструментами УК "Альфа-Капитал" Евгений Кочемазов отметил, что снижение рейтингов стран PIGS неизбежно приведет к росту стоимости заимствований, для этих стран в краткосрочной перспективе, а для других стран с высокой долговой нагрузкой – в среднесрочной перспективе. По мнению эксперта, фактор вовлечения МФВ в, по сути говоря, внутренние дела ЕС, потребность страны – участницы еврозоны в помощи от международных финансовых институтов, – это крайне тревожный сигнал, поскольку демонстрирует отсутствие в Греции и ЕС самостоятельной возможности обеспечить ликвидность страны. Даже если сейчас МВФ и ЕС произведут финансовые вливания и окажут Греции помощь, этого будет достаточно, исходя из бюджетных показателей страны, лишь для закрытия краткосрочных проблем с ликвидностью. В долгосрочной же перспективе проблема рефинансирования коротких долгов Греции будет возникать ежегодно. "Таким образом, реструктуризация долга представляется оптимальным вариантом, так как это позволит снизить общий уровень долговой нагрузки сиюминутно. Однако любая реструктуризация с дисконтом может негативным образом повлиять на стиль решения другими странами своих долговых проблем, а повальная реструктуризация суверенных обязательств может привести к хаосу на финансовых рынках вследствие пересмотра устоявшихся кредитных матриц и отношения к суверенному кредитному риску в целом", – заключил эксперт.
По словам начальника аналитического отдела ИК "Грандис Капитал" Дениса Барабанова, нельзя сказать, что рейтинг напрямую влияет на стоимость заимствования (к примеру, до снижения рейтинга Греции он был выше российского, но страна занимала по ставке выше, чем Россия), но на стоимость заимствования влияет то, является рейтинг инвестиционным или нет. Многие инвестфонды имеют возможность инвестировать только в бумаги с инвестиционным рейтингом (например, пенсионные фонды), поэтому при изменении рейтинга они должны продать бумаги и более не участвуют в размещении. Для Греции это негативно, но она уже решила получить поддержку от ЕС и МВФ. У Португалии, Италии и Испании рейтинг пока инвестиционный, поэтому им эта проблема не грозит. Стоимость же заимствований больше определяется рыночными факторами, тем, какую премию за риск потребуют инвесторы. Эксперт отметил, что "проволочки" со стороны ЕС и участие МВФ в процессе и являются "защитным" механизмом, призванным ограничить возможные просьбы поддержки со стороны других стран ЕС. "Получение помощи Грецией создаст определенный прецедент. Более того, помощь по льготной ставке – неплохая альтернатива дорогим рыночным заимствованиям. Мы также не исключаем возможность реструктуризации долга", – резюмировал Д. Барабанов.
Главный директор по инвестициям УК "Газпромбанк – Управление активами" Андрей Зокин отметил, что на сегодняшний момент в связи с опасениями по поводу неспособности Греции и стран PIGS (Испании, Португалии, Исландии) погашать свои обязательства, возникла опасная ситуация, при которой существуют риски реструктуризации по государственным ценным бумагам данных стран. В связи с этим происходит достаточно существенное падение стоимости этих облигаций и увеличение доходности. В частности, по двухлетним облигациям Греции 28 апреля наблюдалась доходность в районе 23–25%. Все это свидетельствует о том, что фактически инвесторы оценивают вероятность дефолта по данным облигациям на уровне 30–35%. Также это подтверждает стоимости страховки по дефолту, которые превысили 800 базисных пунктов. Опасения существуют. По оценкам специалистов Goldman Sachs, для того чтобы спасти одну Грецию, необходимо в ближайшие 3 года выделить как минимум 150 млрд долл. При этом общий объем средств, необходимый группе стран PIGS может составить 500–600 млрд долл.
"Безусловно, это стало следствием той мягкой денежно-кредитной политики, которая была проведена во время кризиса, и, по сути, это является следствием кризиса, следствием высоких бюджетных расходов, в результате чего мы на сегодняшний момент наблюдаем в странах большой бюджетной дефицит, который приводит к существенным опасениям в глазах инвестора. Далеко не случайно эти опасения разрастаются, они также перекидываются на развитые страны и на самые сильные страны внутри еврозоны, такие как Германия, Франция, и действительно, если будет происходить поддержка всех стран, то через 2-3 года или даже через полтора года проблемы могут возникнуть у самой Германии, поэтому, действительно, страны еврозоны находятся фактически между Сциллой и Харибдой. С одной стороны, они не могут допустить крушения рынка долга стран PIGS, с другой стороны, выделение ресурсов для их погашения приводит к существенным бюджетным дефицитам у самих стран еврозоны, и из-за этого очень сложно найти выход. Выход должен заключаться в существенном экономическом росте, который должен покрыть данный бюджетный дефицит, однако, для того чтобы он происходил, необходимо дальнейшее стимулирование экономики, и получается своего рода порочный круг, который разорвать достаточно сложно", – заключил эксперт.
Главный экономист UBS по России и СНГ Клеменс Графе отметил, что серьезных, фундаментальных опасений для стран, кроме Греции, пока нет. Строго говоря, Греция не имеет доступа на открытый рынок заимствований на текущий момент. Это невозможно – профинансировать 115% ВВП, притом по ставке, на 750 б.п. превышающей текущую среднерыночную ставку. Таким образом, стране просто необходима более дешевая финансовая помощь со стороны международных финансовых организаций. Эксперт полагает, что соответствующая помощь будет оказана не позднее 19 мая, когда наступают выплаты по греческим облигациям. Для Португалии отрыв составляет порядка 320 б.п., однако в 2010г. ей необходимо рефинансировать всего порядка 20 млрд евро, и потенциально при текущем уровне ставок страна может это сделать, не прибегая к помощи международных организаций. "Отклонение испанских бондов от немецких, которые берутся в качестве рыночного бенчмарка, составляет порядка 180 б.п., что отражает тот факт, что из названных стран долговая ноша у Испании наименьшая. Кроме того, для обеспечения выплат по долгам стране достаточно снизить бюджетный дефицит и не накапливать новые долги", – заключил К.Графе.
Quote.rbc.ru