Энергокомпании вынуждены сворачивать инвестпрограммы
По словам генерального директора Инженерного центра ЕЭС Сильвияна Сеу, выступившего на конференции, объем рынка инжиниринга в России до 2016г. в условиях финансового кризиса может сократиться по оптимистическому сценарию на 64% по отношению к базовому варианту, рассчитанному с 2009-го до 2016 г., и составить 175,5 млрд руб. Он также отметил, что по пессимистическому сценарию падение инвестиций может составить 76% по отношению к базовому варианту - до 117 млрд. руб.
Объем рынка инжиниринга в базовом варианте генеральной схемы размещения энергообъектов до 2016 г. составляет 489,27 млрд. руб., из них 37,64 млрд. руб. предусмотрено на проектирование по объектам строительства ТЭЦ "под ключ", 22,58 млрд. руб. - на пусконаладочные работы и 376,36 млрд. руб. - на поставку оборудования. Напомним, что согласно плану, принятому до кризиса, в Российской Федерации предполагалось построить порядка 127,9 ГВт новых мощностей ТЭЦ в период 2006-2020 г., из них около 40 ГВт - в период 2006-2016 г.
При этом в числе основных негативных факторов, влияющих на сокращение инвестпрограмм и объемов производства, С.Сеу назвал общий спад производства в России на 14,3%, а также снижение энергопотребления в I квартале на 6,6%. И до конца года складываются пессимистические прогнозы по данным показателям. Поэтому, считает эксперт, назрела необходимость принять на государственном уровне комплексную программу по поддержке инжиниринговых и машиностроительных компаний, работающих на рынке электроэнергетики.
Среди компаний, заявивших о намерении сократить инвестпрограмму, специалисты отрасли называют "РусГидро", которая недавно направила в "Загорскую ГАЭС-2", "Силовые машины" и "Русэлпром-Инжиниринг" письма с просьбой к подрядчикам сократить стоимость оборудования "в связи с оптимизацией затрат". Аналогичная ситуация происходит с работами на Богучанской ГЭС.
Одними из первых о пересмотре инвестиционных программ заявили энергетические компании Газпрома. Основываясь на информации из инвестиционного меморандума холдинга, утвержденного советом директоров в апреле этого года, расходы на капитальное строительство его дочерних энергетических компаний существенно сокращаются. В частности, инвестпрограмма ТГК-1 на 2009 г. сократилась почти втрое. Теперь ее размер — 14 млрд руб. вместо прежних 40 млрд руб. Скорее всего сокращение произойдет за счет переноса части вводов на более поздние сроки, либо за счет сокращения финансирование ряда строек. В свою очередь, генеральный директор ОАО "Мосэнерго" Виталий Яковлев сообщил, что инвестпрограмма на 2009 г. составит 14-16 млрд руб. В расширенном варианте инвестпрограмма Мосэнерго на 2009 год оценивалась примерно в 38.5 млрд руб. Т.е. сокращение составит примерно 50%. По другой энергокомпании ОГК-2 сокращение инвестиционных расходов в 2009 г. составит 14 млрд руб., или 3,7 раза. В результате инвестиционная программа ОГК-2 составит 5,3 млрд руб. вместо 19 млрд. руб. Таким образом, на сегодняшний день энергокомпании намерены отложить ввод около 2/3 новых вводов мощностей от объема установленных им инвестиционных программ.
На пресс-конференции по итогам Стратегической сессии руководитель электроэнергетического управления "Газпрома" Денис Федоров заявил о намерении отложить реализацию проектов ОГК-2 на Ставропольской ГРЭС, объяснив это тем, что станция находится в регионе с избытком мощностей, а блоки ГРЭС работают с коэффициентом использования установленной мощности менее 50%. Это заявление не прошло незамеченным на фоне совместного заявления ОГК-2 и Группы Е4 о расторжении контракта на строительство 2-х энергоблоков по 400 МВт на Ставропольской ГРЭС.
По мнению экспертов, отказ и сокращение инвестиционных программ энергокомпаний вызывает риски по возникновению штрафных санкций по отношению к энергетическим компаниям, т.к. в случае прекращения заказчиками работ на объекте по инициативе заказчиков, подрядчики вправе рассчитывать на оплату неустойки в размере 10-15% от стоимости контракта. К тому же, отсрочка ввода запланированных энегомощностей с опозданием более чем на год может привести к выплате штрафных санкций, предусмотренных договорами на предоставление мощности, объем выплат может достигать до 25% от стоимости энергоблока.