Правительство Москвы утвердило бюджет столицы на 2008 год
Дефицит бюджета предусмотрен в размере 102 млрд руб. Предполагается, что он будет финансироваться за счет средств от продажи государственного имущества Москвы, а также за счет привлечения заемных ресурсов.
Субвенции из федерального бюджета, передаваемые бюджету Москвы в 2008г. составят 22 млрд руб. В проекте бюджета на исполнение публичных нормативных обязательств Москвы предусмотрены средства в сумме 70 млрд руб. Кроме того, в соответствии с постановлением правительства Москвы с 1 января 2008г. в составе бюджета г.Москвы прекращается функционирование целевых бюджетных фондов. Также в 2008г. будет прекращена практика предоставления полномочий госзаказчиков организациями, не являющимися органами исполнительной власти или бюджетными учреждениями Москвы.
Предельный объем внутренних заимствований, согласно проекту бюджета, в 2008г. составит не более 183,9 млрд руб., в том числе объем обязательств по ранее выданным государственным гарантиям - 3,9 млрд руб. Предельный объем внешних заимствований Москвы утвержден в сумме, эквивалентной 781 млн евро.
На сегодняшнем заседании правительство Москвы также утвердило адресную инвестиционную программу столицы на 2008-2010гг. Финансовое обеспечение программы предусмотрено в объеме 413,4 млрд руб. в 2008г., 335,2 млрд руб. - в 2009г. и 403,2 млрд руб. - в 2010г. Дефицит финансового обеспечения адресной инвестпрограммы предусмотрен в сумме 15 млрд руб. в 2009г. и 5 млрд руб. в 2010г. Кроме того, в 2008г. предусмотрены расходы в сумме 7 млрд руб. по оплате переходящей кредиторской задолженности по работам, выполненным в 2007г.
В частности, инвестиции в жилищное строительство в 2008г. предусмотрены программой в объеме 77,9 млрд руб., средства на развитие коммунального хозяйства - в объеме 77,2 млрд руб., инвестиции в транспортную инфраструктуру, связь и информационные технологии - 124,23 млрд руб. Инвестиции в образование в 2008г., согласно программе, составят 29,9 млрд руб., в здравоохранение - 10,5 млрд руб., в культуру - 8,5 млрд руб., в физкультуру и спорт - 6,5 млрд руб., в правоохранительную деятельность - 1,5 млрд руб.
Вместе с тем, как отметила на заседании руководитель Департамента экономической политики правительства столицы Марина Оглоблина, окончательно утверждены объемы инвестиций только на 2008г. Объем инвестиций на 2009-2010гг., по ее словам, указаны в программе приблизительно и будут пересматриваться с принятием бюджетов города на соответствующие годы.
В свою очередь мэр Москвы Юрий Лужков заметил на заседании, что такой принцип формирования среднесрочной адресной инвестиционной программы говорит о том, что московское правительство "не научилось мыслить категориями трехлетки". Он предупредил руководителей всех городских структур, что в дальнейшем "они не будут получать средств вообще, если не будут готовить конкретных предложений по формированию плана на три года".
Говоря о бюджете столицы за текущий год, московский градоначальник отметил, что бюджет будет выполнен с профицитом. Он напомнил, что проект бюджета планировался с дефицитом. Мэр Москвы заявил: "Ибо каждый рубль должен работать, а не откладываться в какие-то стабфонды, которые потом усыхают". "Городские системы так работали, что планы были перевыполнены, и мы получим профицитный бюджет по исполнении", - сказал Ю.Лужков. Он также подчеркнул, что при подготовке проекта бюджета на 2008г. правительство Москвы использовало такую же схему, то есть проект бюджета планируется с дефицитом.
Однако мэр уверен, что и в следующем году бюджет по доходам будет перевыполнен. Ю.Лужков также отметил социальную направленность бюджета города. В частности, он указал, что в проекте бюджета на 2008г. более 50% расходов будут посвящены решению социально значимых проблем, 25% бюджета составят расходы на развитие городского хозяйства.
Ю.Лужков также напомнил, что в 2008г. правительство Москвы будет исполнять бюджет в рамках нового Бюджетного кодекса. В связи с этим, по его мнению, у различных уровней городской власти могут возникнуть проблемы. "Новый Бюджетный кодекс, к сожалению, не является оптимальным, и он еще будет исправляться", - заявил Ю.Лужков. По его словам, основная проблема Бюджетного кодекса заключается в "концентрации на верхнем уровне всего до мелочей".
В частности, Бюджетный кодекс исключает возможность формирования целевых бюджетных фондов. По мнению Ю.Лужкова, "это означает, что огромное количество работ будет переведено на верхний уровень власти и будет потеряно". Вместе с тем он выразил надежду, что правительству Москвы удастся найти "замещения, которые смогут в дальнейшем выполнять целевые бюджетные функции".