Угроза последующего снижения тарифов "Транснефти" сохраняется
Федеральная служба по тарифам РФ (ФСТ) в среду, 24 декабря, утвердила увеличение в 2009г. ставки тарифа на услуги по перекачке нефти для АК "Транснефть" на 15,7%, сообщили в пресс-службе ФСТ. Первоначально "Транснефть" просила ФСТ повысить свой тариф на 21% в 2009г., однако это предложение встретило резкое неприятие со стороны нефтяных компаний. Последний раз ФСТ повышала тарифы "Транснефти" в августе 2008г., тогда рост в среднем составил 10,7%.
Ставки тарифа на услуги по перекачке нефти увеличиваются на 15,7%. При этом ставки тарифа на услуги по выполнению заказа и диспетчеризации поставок нефти индексируются на 15,7% и устанавливаются в размере 17,8338 руб. за 100 т/км. Тарифы по пунктам перевалки (сдачи) нефти, действующим в системе "Транснефти", устанавливаются в размере, обоснованном дочерними обществами, с индексом роста от 0 до 10%. В результате предложенного подхода индексации ставок тарифов на услуги по перевалке, сливу/наливу, приему/сдаче нефти средний расчетный тариф по пунктам увеличивается относительно уровня 2008г. на 6,2%.
Кроме того, установлены ставки сетевого тарифа по маршрутам: Талакан - Тайшет - Мегет/Ангарская НКХ - в размере 880 руб. за 1 тонну, снижение на 10,35% в целях приведения к равным условиям транспортировку нефти с использованием нефтепровода ВСТО в реверсном режиме и из Западной Сибири в направлении Ангарска; Тайшет - Мегет/Ангарская НХК - в размере 188,4 руб. за 1 тонну (рост - 15,7%); Клин - государственная граница РФ в направлении порта Южный в размере 204,31 руб. за 1 тонну (рост - 15,7%); Махачкала - Новороссийск - в размере 237,24 руб. за 1 тонну (включая перевалку НБ "Шесхарис" и НБ "Грушовая") (рост - 15,7%); Ярославль 1, 2, 3 - Приморск (Балтийская трубопроводная система) - в размере 345,31 руб. за 1 тонну (рост - 15,7%).
Исходя из принятых решений, удельный вес среднего тарифа за услуги по транспортировке нефти по системе магистральных трубопроводов "Транснефти" в 2009г. в среднемировой цене на нефть составит 7,2%, а в цене автобензина на российском рынке с учетом существующих ценовых уровней - 2,8%. Прирост удельного веса стоимости транспортировки нефти по системе магистральных трубопроводов "Транснефти" в цене на автобензин в 2009г. в сопоставимых условиях составит 0,4%.
Решение регулятора повысить транспортные тарифы "Транснефти" на заметную величину в то время, как нефтяные компании пытались пролоббировать замораживание тарифов или даже их снижение, свидетельствует о том, что государство готово поддерживать всех нефтяников: как нефтедобытчиков, так и недобывающую сферу. "Транснефть" остро нуждается в деньгах, поскольку ей необходимо реализовывать проект БТС-2, от которого правительство отказываться не намерено. Кредитование в условиях кризиса стало довольно дорогим удовольствием, поэтому рост тарифов является важнейшим источником наличности для нефтепроводной монополии. Негативное влияние повышения тарифов проявится в том, что нефтяные компании, скорее всего, переложат возросшие издержки на конечных потребителей. Позитивное - в том, что появятся средства на реализацию проекта БТС-2, а "Сургутнефтегаз" станет бенефициаром снижения тарифа на транспортировку нефти с использованием нефтепровода ВСТО в реверсном режиме.
Как отметили аналитики ИБ "КИТ Финанс", в правительстве не исключают, что тарифы могут быть пересмотрены в случае принятия решения о сокращении инвестпрограммы трубопроводной монополии. Специалисты расценивают данную новость как потенциальную угрозу для "Транснефти" и полагают, что это может оказать давление на котировки ее акций.
Аналитики ИК "Тройка Диалог" прогнозировали рост тарифов на 10,2%. Их повышение на 15,7% дает специалистам основания для увеличения прогноза EBITDA компании на 2009г. на 6% до 6 млрд 702 млн долл. и чистой прибыли - на 11% до 3 млрд 150 млн долл. В случае, если прогнозы экспертов на повышение ежегодных тарифов оправдаются, а капиталовложения останутся на том же уровне, то оценка справедливой стоимости компании будет повышена с 2 тыс. 250 долл./акция до 2 тыс. 650 долл./акция. "Отметим, однако, что, если инвестиционная программа "Транснефти" будет снижена, это может повлечь за собой и значительное сокращение темпов роста тарифов на услуги компании, как того требуют нефтепроизводители. Мы даже полагаем, что для акционеров компании было бы лучше, если бы тарифы остались на уровнях 2008г. при условии отсрочки на неопределенный срок строительства трубопровода БТС-2, поскольку этот проект ведет к снижению стоимости компании и его осуществление нанесет больший ущерб денежным потокам компании, чем замораживание тарифов", - добавили в ИК "Тройка Диалог".
По мнению аналитика ИК "Велес Капитал" Дмитрия Лютягина, если цены на нефть в начале 2009г. не поднимутся в район 45-50 долл./барр., тарифы естественных монополий, в том числе и "Транснефти", будут пересмотрены в сторону снижения. Это, естественно, потребует корректировки инвестиционной программы нефтепроводной монополии, однако в случае сохранения планируемых капитальных вложений (в основном за счет ВСТО и БТС-2) встает вопрос об источнике возмещения выпадающих доходов.
АК "Транснефть" - российская нефтепроводная монополия и крупнейшая в мире трубопроводная компания - владеет 48 тыс. 708 км магистральных нефтепроводов. Основным проектом "Транснефти" сейчас является строительство стратегического нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО), первая очередь которого оценивается в 11,3 млрд долл., а средства изыскиваются, в том числе, за счет тарифа на прокачку нефти. В настоящее время обсуждается равнодоходный тариф для ВСТО, одинаковый по всем экспортным направлениям, независимо от их привлекательности. Предварительные расчеты по нему поступили в правительство в сентябре 2008г. К более плотному обсуждению сетевого тарифа для ВСТО профильные министерства и ведомства приступят в I квартале 2009г.
Quote.rbc.ru