Закон о торговле россияне почувствуют во II полугодии 2010г.
Пока все остается по-прежнему, но власти обещают, что первые результаты от введения новых правил рядовые потребители должны почувствовать уже во втором полугодии 2010г.
Закон, готовившийся почти 8 лет, должен решить проблему монополизированности рынка, из-за которой конечные розничные цены фактически зависят только от фантазии действующих крупных игроков. Так, положения закона позволяют государству фиксировать на 90 дней стоимость определенных товаров (при их резком подорожании), устанавливает максимальную долю рынка для одного игрока (не более 25%), а также регулирует взаимоотношения поставщиков с продавцами.
Власти рассчитывают, что закон придаст ценам прозрачность и стабильность, а в отдельных случаях может их и понизить. Но для этого предстоит еще большая работа, признают в правительстве. Начать же решили с составления списка социально значимых товаров и определения долей рынка нынешних ритейлеров.
Доводка в ручном режиме
Сегодня состоялось первое заседание рабочей группы по реализации закона. Председательствующий на ней первый вице-премьер Виктор Зубков начал доводить закон до ума с запрета торговым сетям занимать более 25% рынка в пределах одного муниципального образования. Методика расчета доли рынка до сих пор не подготовлена, хотя этот вопрос крайне важен, посетовал он и приказал в недельный срок внести проект соответствующего документа в правительство.
Кроме того, до середины апреля 2010г. должен быть согласован перечень социально значимых товаров - тех самых, которые подпадут под ценовое регулирование на уровне правительства. Предполагается, что если в течение месяца цена такого товара вырастет на 30%, то государство заморозит цену на него на срок до 90 дней. Сейчас эта норма не действует, поскольку отсутствует собственно список товаров.
Тени исчезают в муниципалитете
Пока чиновники принимали к сведению поручения вице-премьера, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ решила порадовать ритейлеров. Заместитель руководителя ФАС Андрей Кашеваров сообщил, что антимонопольная служба исключит коэффициент теневого оборота при расчете доли рынка торговой сети на муниципальном уровне.
Учет этого коэффициента предусмотрен международными стандартами, он отражает те объемы продаж, которые не попадают в официальную статистику. Эксперты оценивают долю теневого оборота в рознице в РФ в 8-10%. Однако Минпромторг и ФАС сошлись во мнении, что его не стоит использовать на уровне ниже субъекта РФ.
При этом замлавы ФАС подчеркнул, что розничные рынки и оборот среднего и малого бизнеса на уровне муниципальных образований учитываются достаточно точно. Поэтому "досчет" теневого оборота не будет оказывать решающего влияния на определение доли каждого крупного игрока на рынке.
Минпромторг: Хуже не стало
Заместитель министра промышленности и торговли РФ Андрей Дементьев считает, что говорить о результатах работы закона, который вступил в силу совсем недавно, еще рано. "Но уже сейчас можно однозначно сказать, что хуже не стало", - уверен чиновник, указав, что потребители могли в этом убедиться.
"Насколько улучшит закон наше с вами положение как потребителей, я надеюсь, мы уже увидим в III квартале с.г.", - сказал А.Дементьев. При этом он отметил, что дискуссию о том, не повредит ли этот закон развитию торговли, можно считать закрытой.
Мнения участников рынка разделились
Ритейлеры и поставщики неоднозначно оценивают действующий уже почти два месяца закон о торговле. Президент агропромышленного холдинга "Мираторг" и член рабочей группы Виктор Линник считает, что произошло первое позитивное движение в части формирования цены по всей логистической цепочке. "Большинство сетей, торговых организаций активно выполняют закон по торговле. Переходный период позволяет части сетей рассматривать условия договоров. В очень высоких ценах мы не заинтересованы, так как потребителю нужны оптимальные цены", - указал он.
При этом В.Линник добавил, что прозрачное ценообразование, которое стало возможным со вступлением в силу закона о торговле, позволяет вкладывать средства в сельское хозяйство. "В целом, по нашему мнению, к концу года выиграет от этого потребитель, потому что цена будет более зависеть от цен поставщиков", - заключил он.
В свою очередь президент и основной акционер группы компаний "Виктория" Николай Власенко считает, что закон еще не доработан. По его словам, примерно 60-70% нормативной базы должно быть дописано. Несмотря на это, все сети приняли закон к исполнению, переписывают контракты в соответствии с законом и ведут работу с поставщиками и производителями, рассказал он.
"Максимальная польза от закона будет в том случае, если он будет меньше вмешиваться в рыночные отношения. Чем меньше будет нормативных актов, регулирующих рынок, тем лучше", - заключил глава "Виктории".
Между тем в пресс-службе Х5 Retail Group считают, что пока рано подводить даже предварительные итоги, так как закон действует меньше двух месяцев. "Сейчас мы в первую очередь сконцентрированы на приведение наших бизнес-практик в соответствие не только с буквой, но и с духом закона. Тем более что некоторые его положения - механизм расчета рыночной доли, или окончательный список социально-значимых продуктов - пока не утверждены", - заключили в компании.