Страны Персидского залива не хотят списать долги Ираку
Так, два крупнейших арабских кредитора Ирака - Кувейт и Саудовская Аравия заявили, что переговоры о долге Ирака возможны только тогда, когда в стране появится законно избранное и признанное международным сообществом правительство.
Ирак сделает первый шаг в этом направлении в январе 2005г., когда пройдут выборы в Национальную Ассамблею, которая должна утвердить новую конституцию страны. После ратификации документа, в декабре 2005г. пройдут выборы в парламент Ирака. Остается неизвестным, после каких выборов арабские страны начнут обсуждение иракского долга с властями Ирака.
Между тем отказ стран Персидского залива списать долги Ираку может иметь далеко идущие последствия. В частности, в резолюции Парижского клуба кредиторов есть положение, согласно которому в случае отказа основных арабских кредиторов списать долги Ираку, страны-участницы оставляют за собой право приостановить исполнение своего решения на неопределенный срок.
Отказ Кувейта, крупнейшего кредитора Ирака в арабском мире, списать долги объясняется тем, что Саддам Хусейн рассматривал кувейтские займы как "гранты", которые он использовал в качестве оправдания вторжения в Кувейт в 1990г.
Если позиция Саудовской Аравии и Кувейта формально еще может измениться, то Иордания твердо намерена взыскать долги с Ирака. Об этом заявил представитель правительства Иордании, пожелавший остаться неизвестным. Он также рассказал, что Ираку могут позволить выплачивать долг в течение длительного периода времени, или отчасти реструктурировать этот долг в инвестиции, которые Ирак должен сделать в Иорданию.
Ирак также должен 4 млрд долл. Катару и 3,8 млрд долл. Объединенным Арабским Эмиратам. Обе страны придерживаются тех же позиций, что и Кувейт с Саудовской Аравией.
Отметим, что Румыния также заявила, что не может позволить себе списать большую часть иракского долга в соответствии с решением Парижского клуба кредиторов. Такое заявление сделал премьер-министр Румынии Адриан Настасе. По его словам, румынские власти готовы лишь продлить срок выплат задолженности, передает АР.
Долг Ирака Румынии, образовавшийся в основном во времена правления румынского коммунистического лидера Николае Чаушеску, составляет 2,5 млрд долл.
Болгария тоже отказалась списывать иракский долг (1,7 млрд долл.), несмотря на давление со стороны мирового сообщества на кредиторов Ирака. "Болгария будет продолжать искать способы взыскать долг с Ирака", - сказала в интервью журналистам министр иностранных дел Болгарии Гергана Гранчарова, по сообщению АР.
Напомним, что 21 ноября Парижский клуб кредиторов принял решение списать 80% из 39 млрд долл. иракского долга. Болгария не входит в ПКК, однако позднее президент США Джордж Буш обратился к странам, не входящим в Парижский клуб, также списать иракские долги. Тем не менее, правительство Болгарии своей позиции не изменило.
Между тем Минфин РФ накануне разъяснил условия урегулирования задолженности Ирака. Как сообщила пресс-служба министерства, 21 ноября 2004г. в Париже страны - члены Парижского клуба кредиторов, включая Россию, подписали Многосторонний протокол (Agreed Minutes) об условиях урегулирования задолженности Ирака по кредитам, предоставленным участниками клуба.
Напомним, объектом урегулирования является задолженность по основному долгу, контрактным и штрафным процентам в общей сумме 38,9 млрд долл., которая включает и российские требования в сумме 3,5 млрд долл. Данная сумма рассчитана после применения так называемой первичной скидки в размере 65%, которую Россия обязалась предоставить Ираку в момент присоединения к клубу в качестве полноправной страны - члена клуба кредиторов.
По итогам переговоров, продолжавшихся свыше пяти суток, согласована схема, предусматривающая поэтапное урегулирование задолженности Ирака, в результате чего общая сумма долговых обязательств этой страны перед членами клуба уменьшится до 7,8 млрд долл. На первом этапе (до 1 января 2005г.), кредиторы намерены списать штрафные просроченные проценты, накопленные Ираком за последние 14 лет, в сумме, дающей возможность уменьшить иракский долг сразу на 30%. Россия не участвует в этом этапе, так как оригинальные кредитные соглашения, подписанные между бывшим СССР и Ираком, не предусматривали применение штрафных процентных ставок.
На втором этапе (после вступления в силу программы stand-by Международного валютного фонда), предполагается еще списать 30% общей суммы консолидированной задолженности. Остаток долга будет реструктурирован на 23 года, включая 6-летний льготный период.
На третьем этапе, с учетом выполнения Ираком программы stand-by, предполагается списать 20%. Таким образом, общий объем облегчения долгового бремени Ирака может быть доведен членами клуба до 80% суммы консолидированной задолженности. Кредиторы вправе выбирать одну из возможных схем погашения остатка долга: либо схему уменьшения суммы основного долга, либо схему уменьшения его обслуживания.
Задолженность Ирака перед Россией возникла по кредитам, предоставленным бывшим СССР и связанным с обеспечением, главным образом, военно-технического сотрудничества. С 1990г., то есть в период действия санкций ООН, Ирак полностью прекратил платежи, а с 1994г. - любые контакты на официальном уровне по этому вопросу.
Россия как страна-участница "большой восьмерки" и полноправная участница Парижского клуба принимала активное участие в подготовке урегулирования иракского долга. "Решение о поддержке схемы, согласованной в рамках Парижского клуба, принималось с учетом той активной роли, которую играет Россия в вопросах достижения политической стабильности в регионе, понимания важности Ирака как крупнейшей нефтедобывающей страны, благоприятных перспектив поставок в Ирак российской машино-технической продукции", - отмечает Минфин России.
Достижение договоренностей с Ираком, которые будут оформлены двусторонним межправительственным соглашением, позволит осуществить выверку задолженности Ирака по кредитам, предоставленным бывшим СССР более 20 лет назад, согласовать новый график платежей и тем самым перевести этот долг из категории "безнадежный" в "обслуживаемый".