Малому бизнесу больше не интересны россыпные месторождения золота
Главной причиной снижения производства золота является падение добычи на россыпных месторождениях, отмечают специалисты. В прошлом году в России было добыто 4,8 млн унций золота (147 619 кг), из них 1,9 млн унций (примерно 60 000 кг) - россыпное золото, а остальное - рудное. Около 80% россыпного золота добывается в Якутии, Хабаровске, Иркутской, Магаданской, Амурской и Читинской областях.
Специалисты отмечают, что с каждым годом становится все меньше компаний, работающих на россыпных месторождениях, что связано с ростом издержек и отсутствием поддержки со стороны государства. Как сказал в эфире РБК-ТВ в программе "В фокусе" председатель комитета ТПП РФ по драгоценным металлам и камням Валерий Рудаков, за три последних года добыча россыпного золота в России упала примерно на 20 т.
Если в 2004г. россыпного золота добывалось 73 т, то в 2007г. ожидается 54 т. С экономической точки зрения россыпная золотодобыча не интересна государству по сравнению с рудной, а с социальной точки зрения она нужна. Мелкие предприятия россыпной золотодобычи обеспечивают работой более 100 тыс. человек в Магаданской, Иркутской областях, Якутии, Красноярском крае.
Для поддержки малого бизнеса по добыче россыпного золота генеральный директор НБЛ Золото Михаил Лесков предлагает максимум полномочий передать региональным властям, а также упростить геологоразведку россыпных объектов, лицензирование добычи россыпного золота, перевод лесных земель в нелесные, когда речь идет о каменистой тундре, одновременно ужесточая требования по безопасности работ.
Правда, мнения специалистов разделились по поводу частно-государственного партнерства в геологоразведке драгоценных металлов. Одни полагают, что государство должно переложить все затраты по геологоразведке на плечи частных компаний, а бюджетные деньги расходовать на решение более значимых вопросов, в частности на развитие транспортной и энергетической инфраструктуры Сибири и Дальнего Востока, поскольку объекты инфраструктуры, оставшиеся в наследство от советских времен, можно назвать только "бывшими объектами".
Привлекая в том числе и иностранные инвестиции в геологоразведочные работы, В. Рудаков представил идеальную модель такого сотрудничества: за государством остается контроль и определение условий разработки месторождений, а геологоразведка, так называемое изучение недр, – за бизнесом.
Однако другие специалисты придерживаются иного мнения, считая, что такое развитие недропользования относится к разряду философских (неразрешаемых) вопросов. Они убеждены в том, что государство должно финансировать оценочно-поисковые работы. Поскольку в нашей стране остается недооцененным огромный потенциал территорий, а "крохи", доставшиеся по наследству, "оценены по советским цифрам, заложенным в советской экономике".
В таком случае вопрос, какая часть из этих территорий пригодна для геологоразведки с экономической точки зрения, остается открытым. Государство должно оставить за собой геологоразведку и добычу драгоценных металлов, поскольку "это его территория", убежден М.Лесков.