Перейти к основному контенту
Экономика ,  
0 
Эксклюзив

В России разработают ГОСТ на цифровое урегулирование споров о пособиях

Он определит правовой статус интернет-юристов и «умных» калькуляторов
Фонд соцстрахования заказал ГОСТ, который установит правила для цифрового досудебного урегулирования споров между гражданами и фондом. Стандарт должен описать «цифрового социального юриста», бот-консультантов, «умные» калькуляторы
Фото: Сергей Киселев / АГН «Москва»
Фото: Сергей Киселев / АГН «Москва»

Фонд социального страхования (ФСС) — один из трех российских внебюджетных государственных фондов — разместил на портале госзакупок контракт на выполнение научно-исследовательской работы по теме «Разработка Концепции использования цифровых технологий для правового обеспечения обязательного социального страхования». Сумма лота — 4,625 млн руб. Заявки на участие в открытом конкурсе подавались до 17 сентября.

Контракт включает в себя создание проекта государственного стандарта России (ГОСТ), следует из документов. Он установит единые правила досудебного урегулирования споров между гражданами, страхователями (работодателями, уплачивающими страховые взносы за работников) и фондом с использованием цифровых технологий, пояснили РБК в ФСС. «Планируется прописать правила для таких сервисов, как бот-консультант, бот-заявитель, «умные» калькуляторы фонда, которые определят легитимные условия, статусы, результаты предоставления услуги и прочее, что предложит победитель конкурсной процедуры», — отметили в фонде.

Фонд соцстрахования объяснил идею нового правила выплаты детского пособия
Экономика
Фото: Александр Рюмин / ТАСС

Под правовым обеспечением подразумевается в том числе решение юридических споров между гражданами, юрлицами-страхователями и ФСС. Например, споров по поводу размера назначенных пособий (ФСС администрирует выплату пособий по беременности и родам, временной нетрудоспособности, по уходу за ребенком и т.д.) или по поводу предоставления инвалидам технических средств реабилитации. По ожиданиям чиновников, создание ГОСТа повысит качество, доступность, востребованность услуг фонда в цифровом формате, а также уменьшит затраты ведомства и потребителей его услуг.

ФСС ставит задачу увеличить «долю массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95%».

Предыдущая попытка создать цифровых помощников

В настоящее время большинство услуг ФСС (оформление пособий, получение технических средств реабилитации и др.) предоставляется в электронном виде — через сайт ФСС и портал госуслуг. Например, без посещения медучреждений можно оформить электронный больничный лист. В фонде ожидают, что «результаты проекта позволят провести оптимизацию и реинжиниринг технологических процессов данных услуг».

В решении же правовых споров цифровые технологии ФСС применял не столь активно. Изменить ситуацию фонд намеревался еще в 2018 году. Тогда ведомство объявило о разработке системы «Цифровой социальный юрист». Планировалось, что проект поможет ускорить урегулирование споров между гражданами и ФСС, осуществлять контроль за исполнением принятых решений, упростить отношения с участием поставщиков социальных товаров и услуг, оптимизировать правоприменительную деятельность. В рамках проекта должны были появиться такие сервисы, как «умный» калькулятор, «цифровой социальный адвокат», «цифровой социальный нотариус» и другие. Эти же термины фигурируют в тексте госконтракта, размещенного три года спустя — в августе 2021 года.

Работа над проектом «цифровой социальный юрист» не прекратилась, но шла не такими быстрыми темпами, как хотелось, в том числе из-за пандемии, объяснили в ФСС. Для возобновления активной работы в этом направлении и нужна разработка концепции с учетом новых реалий, подчеркнули в фонде.

Мария Шклярук и Савва Шипов Приложение вместо чиновника: как цифровизация изменит госуправление
Мнение

Как рассказывал в 2018 году тогдашний первый заместитель главы ФСС Евгений Писаревский, главным отличием «цифрового социального юриста» от существующих информационных сервисов будет наличие юридически значимого электронного документа: если человек однажды рассчитал с помощью «умного» калькулятора пособие, оно становится обязательным для фонда и в судебных разбирательствах используется как доказательство.

Объявление планов о создании «цифрового социального юриста» сопровождалось договоренностями ФСС с юридическими сообществами о сотрудничестве. В частности, к программе ФСС собирались подключиться Федеральная палата адвокатов и Федеральная нотариальная палата (ФНП). Как рассказали РБК в ФНП, эти планы не осуществились. «Да, действительно на этапе разработки проекта в 2018 году ФНП выразила готовность к участию в нем. Он обсуждался на совместных встречах представителей ФНП и ФСС. Однако на данный момент информации о деталях и сроках запуска проекта у Федеральной нотариальной палаты нет», — отметили в организации нотариата.

В ходе обсуждений с Федеральной нотариальной палатой представители ФСС рассказывали об одном из практических применений цифровых технологий для правовой защиты граждан — «тревожной кнопке» в приложении, которую может нажать инвалид в случае, если он не получил техническое средство реабилитации. По задумке после получения сигнала в приложении фонд начинает в автоматическом либо полуавтоматическом режиме генерирование претензий поставщику услуг. Если замечания не устраняются, предъявляется иск в суд и наказывается сотрудник фонда соцстрахования, который не проконтролировал данную ситуацию.

Как в ФСС теперь видят «цифрового социального юриста»

Расшифровка составных частей «цифрового социального юриста» содержится в техническом задании закупки ФСС. Исполнителей контракта просят учесть, что блоками цифровой автоматизированной системы правового обеспечения социального страхования («цифрового социального юриста») должны стать:

  • цифровой социальный представитель (адвокат);
  • проактивный механизм уведомления граждан о праве на получение услуги, предоставляемой фондом;
  • цифровой социальный омбудсмен, который займется урегулированием споров и защитой прав застрахованных;
  • цифровая единая юридическая служба: в ее компетенции будет электронная экспертиза, смарт-контракты, электронная претензионная работа, визирование, электронное делопроизводство и т.д.;
  • цифровой социальный нотариус, среди его обязанностей — электронная идентификация личности, определение дееспособности, удостоверение фактов;
  • юридическая СМЭВ (Система межведомственного электронного взаимодействия), включающая судебный департамент, прокуратуру, органы власти.

Робот-коллектор: как Сбербанк автоматизирует выбивание долгов
Свое дело
Сергей Марков и Дмитрий Теплицкий

Блоки должны быть дополнены следующими элементами:

  • бот-заявитель — электронный сервис написания, оформления и отправки обращения гражданина по вопросу нарушения фондом порядка и качества предоставления госуслуги;
  • бот-консультант — электронный сервис, в устной или письменной форме информирующий граждан об их гарантиях, правах и обязанностях, а также предоставляющий иную обязательную информацию в сфере деятельности фонда;
  • «умный калькулятор», позволяющий гражданину самостоятельно рассчитать размер причитающегося ему обеспечения (пособия, выплаты, компенсации);
  • обработка и сортировка обращений — функция рутинного рассмотрения обращений, включая распознавание печатного, рукописного или голосового текстов;
  • интеллектуальный подбор нормативно-правовых актов, судебной и правоприменительной практики;
  • использование смарт-контрактов.

Как оценивают идею эксперты

Идея отдать на откуп цифровым технологиям сферу правовой защиты граждан чревата тем, что «между лицами, нуждающимся в помощи, и ФСС встанет компьютерная программа», считает старший преподаватель департамента правовых дисциплин университета «Синергия» Александр Алексеев. «Это, наоборот, снизит уровень социальной защиты. Никакой «цифровой социальный юрист» не избавит ФСС от исков в суде, не снизит их судебные издержки», — говорит эксперт.

Юрист юридической компании РКТ Елена Волчек, напротив, уверена, что инициатива создания цифрового юридического помощника в сфере социальной поддержки необходима и актуальна. «С учетом того что в социальной поддержке часто нуждаются люди с ограниченными возможностями и маломобильная часть населения, возможность обратиться за помощью в упрощенном порядке ценна. Более того, если будет создана возможность оперативного цифрового механизма принятия и рассмотрения претензий граждан без сложных и часто непонятных бюрократических процедур, это существенным образом сократит нагрузку работников аппарата фонда и будет способствовать более эффективной работе с гражданами», — отмечает Волчек.

Электронные сервисы действительно могут ускорить процесс коммуникации граждан с фондом, считает советник по специальным вопросам коллегии адвокатов А1 Сергей Демкин. «Например, в автоматическом либо полуавтоматическом режиме можно будет сгенерировать претензию поставщику услуг в случае непредоставления услуги ее потребителю. Таким образом, это позволит своевременно реагировать на претензии и устранять проблемы, что в значительной степени сократит число предъявляемых к ФСС исков», — уверен юрист.

Агрегатор судебных дел судов общей юрисдикции насчитывает более 100 жалоб к ФСС в этом году. В картотеке арбитражных дел против ФСС подано около 800 исков в 2021 году и 1300 в прошлом, уточнили юристы.

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Кадры"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 18 апреля
EUR ЦБ: 100,28 (+0,34)
Инвестиции, 17 апр, 16:37
Курс доллара на 18 апреля
USD ЦБ: 94,32 (+0,25)
Инвестиции, 17 апр, 16:37
Семь человек погибли в Казахстане в результате наводнения Общество, 10:21
Военная операция на Украине. Онлайн Политика, 10:21
«Дети», «трикстеры», «воины», «хозяева»: кто ваши клиенты и что им нужно Pro, 10:17
Binance перевела все активы страхового фонда в стейблкоин USDC Крипто, 10:10
В ФРГ задержали бывшего ополченца ДНР по подозрению в подготовке диверсий Политика, 10:09
В Киргизии начали блокировать доступ к TikTok Технологии и медиа, 10:07
Ozon направит ₽12,5 млн на поддержку своих пунктов в Белгороде и Курске Бизнес, 10:05
Г. Нахапетян: создание устойчивого бизнеса
Смотрите этот и еще 40+ курсов в опции Уроки Легенд
Подробнее
Число сделок с элитным жильем в Москве выросло на 20% в начале 2024 года Недвижимость, 10:04
В аэропорту Якутска столкнулись автомобиль и самолет Общество, 09:52
Как Amazon, Google и другие «подделывают» автоматизацию — Quartz Pro, 09:52
Кучеров первым из россиян отдал 100 голевых передач за сезон в НХЛ Спорт, 09:50
Мэр Воронежа сообщил о повреждении девяти домов при падении дрона Политика, 09:41
В Москве отмечен резкий рост числа сделок с нежилыми помещениями Недвижимость, 09:39
Володин предложил всем странам принять закон об иноагентах Политика, 09:38