Госдума не превратила Россию в ядерный отстойник
Вопрос о ввозе в Россию отработанного ядерного топлива для его хранения и переработки снят сегодня с повестки дня Госдумы. Депутаты при повторном голосовании поддержали предложение фракций "Яблоко", СПС и ряда представителей других депутатских объединений исключить из повестки дня заседания этот блок законопроектов. Палата приняла решение вернуться к рассмотрению этих документов после парламентских слушаний по проблеме обеспечения радиационной безопасности РФ, намеченных на 9 апреля. За предложение проголосовали 339 депутатов, против - 10, воздержавшихся нет.
Несмотря на то, что в первом чтении за законопроект проголосовали более 300 депутатов, во втором чтении проект встретил трудности при прохождении. Ряд депутатов выступили против законопроекта, заявив, что ввоз ОЯТ серьезно ухудшит экологическую ситуацию в России. Вместе с тем, представители Минатома утверждают, что экологические вопросы тщательно проработаны, а применение этого закона позволит России получить 20 миллиардов долларов.
Депутаты, правда не настроены столь оптимистично. Так, член фракции «Единство» Сергей Апатенко даже подал в Верховный суд заявление об обжаловании принятия Госдумой в первом чтении пакета законопроектов, разрешающих ввоз на территорию России отработанного ядерного топлива. По его словам, данный пакет законопроектов был принят с грубыми нарушениями Закона "Об экологической экспертизе", поскольку депутаты не смогли узнать мнение специалистов по данному вопросу. По инициативе Сергея Апатенко в Госдуме создана группа депутатов различных фракций, которые протестуют против ввоза ОЯТ в Россию. В России существует всего два хранилища ОЯТ, одно из которых заполнено на 90%, второе - на 40%. Таким образом, в стране в настоящее время возможности хранения даже собственного ОЯТ практически исчерпаны, считает Апатенко. Он подчеркнул, что проблемы возникают также при транспортировке ОЯТ, во время которой возможны аварии, тем более, что в России нет специальных контейнеров для перевозки ОЯТ.
Что касается транспортировки, то «вероятность аварий судов, которые будут перевозить отработанное ядерное топливо, в российской Арктике крайне мала». Такое заявление сделал глава МИД РФ Игорь Иванов на состоявшихся в Мурманске переговорах с главой МИД Норвегии Торбъерном Ягландом. Ягланд поделился с главой МИДа России обеспокоенностью норвежских властей и общественности планами перевозок российскими судами ОЯТ из Японии в Европу по Северному морскому пути. Иванов считает, что даже если такие перевозки будут осуществляться, то они будут происходить в соответствии с международными договорами и требованиями.
По вопросу же о безопасности хранения ОЯТ, следует отметить, что в течение 20 лет, работая всего лишь с 10% рынка ОЯТ, по оценкам Минатома РФ, Россия может заработать около 20 миллиардов долларов. Из этой суммы 10% будет направлено на сооружение хранилищ отходов в Красноярском крае, Челябинской и Томской областях, 40% - на строительство перерабатывающих заводов (по технологии, ОЯТ в течение 20-30 лет должно быть выдержано в специальных хранилищах, таким образом, указанные средства на протяжении ближайших десятилетий можно будет инвестировать в развитие промышленности), 15% суммы будет перечислено в федеральный бюджет в виде налогов, 10% - в виде налогов в местные бюджеты, а также около 30% направлено на экологические программы.