S&P: Российские олигархи стали менее прозрачны
В России доля принадлежащих частным лицам крупных пакетов акций, информация о владельцах которых раскрывается, сократилась в 2005г. до 11% от совокупной рыночной капитализации по сравнению с 14% в 2004г. При этом уровень концентрации собственности не падает. Об этом говорится в "Исследовании информационной прозрачности российских компаний 2005г.", проведенном Международным рейтинговым агентством Standard & Poor's.
При этом, согласно исследованию, индекс прозрачности 54-х крупнейших российских компаний повысился. Компаний, раскрывающих более 70% информации, существенной для инвесторов, оказалось 9%, и их совокупная капитализация составила 33 млрд долл.
Компаний, раскрывающих более 50% существенной информации, оказалось 79% (совокупная капитализация 254 млрд долл.). Из них капитализация компаний, раскрывающих 60-70% информации, составляет 176 млрд долл. Таких компаний оказалось 47%. Наиболее прозрачной отраслью российской экономики оказалась сфера телекоммуникаций. Также хорошие показатели прозрачности показала нефтяная отрасль.
Как отметила в ходе презентации исследования представитель Standard & Poor's Юлия Кочетыгова, в первую пятерку наиболее прозрачных компаний вошли компании, имеющие листинг на Нью-йоркской фондовой бирже. В то же время, компании, акции которых котируются на Лондонской фондовой бирже, оказались как среди компаний с хорошей информационной прозрачностью, так и среди компаний, показатель информационной прозрачности которых достаточно низок по результатам 2005г. "Одним из важнейших факторов, обусловивших рост значения индекса в 2005г., являются успехи включенных в выборку компаний в представлении отчетности по МСФО и US GAAP", - сказала она.
Кроме того, некоторые компании, которые провели в текущем году IPO, и в связи с этим включенные в исследование, придерживаются политики минимального раскрытия информации.
Напомним, что рейтинговое агентство S&P уже делало подобные заявления. Так, в июне этого года оно опубликовало документ, согласно которому большинство российских компаний, контролируемых государством, часто не раскрывают полную информацию об отдельных существенных событиях. Раскрытие информации особенно ограничено в случаях, если имеются указания на то, что российские федеральные или региональные органы власти могут использовать деятельность компаний в политических целях.
В качестве примера эксперты S&P указывали на приобретение "Роснефтью" в декабре 2004г. компании "Юганскнефтегаз" - бывшего подразделения ОАО "НК "ЮКОС", приобретенного, а затем проданного государством. "Это один из наиболее противоречивых в прошедшем году примеров влияния государства на корпоративную политику", - отмечают в S&P.
"Россия продала "Юганскнефтегаз" за 9,3 млрд долл. победителю конкурса - никому не известной фирме "Байкалфинансгрупп", которую через три дня купила "Роснефть". Эта сделка, по мнению экспертов, продемонстрировала отсутствие своевременного раскрытия "Роснефтью" информации о ряде параметров, в том числе об условиях и источниках финансирования, а также о процессе принятия решений и процессе утверждения покупки.
В январе 2005г. "Роснефть" объявила о привлечении кредита в размере 6 млрд долл. от Китая через Внешэкономбанк, погашать который компания будет поставками нефти в Китай в течение шести лет. При этом она отрицала, что деньги будут использованы для покупки "Юганскнефтегаза". Компания, полностью принадлежащая государству, не обнародовала никаких подробностей обсуждения самой сделки и ее финансирования (если такое обсуждение состоялось) советом директоров. Единственным представителем государства, который публично признал, что ему известен механизм сделки и посредник - "Байкалфинансгрупп", был президент РФ Владимир Путин, отмечают в S&P.
В качестве других примеров непрозрачного принятия решений S&P приводило РАО "ЕЭС России". Компания своевременно не раскрывала информацию о некоторых сделках, а сами сделки были непрозрачными, например, продажа советского долга Чешской Республике в 2001г. или приобретение активов за рубежом. За последние два года РАО ЕЭС приобрело генерирующие активы и электросети в Грузии, Армении и на Украине. Руководство РАО ЕЭС считало, что утверждение советом директоров сделок по приобретению иностранных активов не являлось необходимым, так как основная цель - выход на иностранные рынки - уже была включена в концепцию "5+5", принятую в 2003г., которая определила перспективы развития российской электроэнергетики до 2008г.
В "Татнефти", которая, как показывает данное исследование, по большинству параметров отстает от остальных российских государственных компаний, уровень раскрытия текущей информации и обоснования принятых решений также крайне низок. Сама компания признала, что некоторые займы, полученные в 1997 и 1998г., привлекались для поддержки правительства Татарстана, что привело к дефолту по обязательствам "Татнефти". "Отраслевым аналитикам остается строить догадки о том, не привлекались ли некоторые займы, полученные "Татнефтью" после 2000г., для поддержки правительства Татарстана, а не для целей компании", - говорилось в докладе.