Минфин потратит миллиарды на компенсации для российских авиакомпаний
Согласно подготовленным Минфином поправкам в Налоговый кодекс, с 2015 года в перечень подакцизных товаров может быть включен авиационный керосин. На 2015 год ставка акциза может составить 2,3 тыс. руб., в 2016 году — 3 тыс. руб., в 2017 году — 3,5 тыс. руб.
Генеральный директор «Аэрофьюэлз Групп» (крупный оператор топливо-заправочных комплексов в аэропортах) Владимир Спиридонов отмечает, что включение авиакеросина в перечень подакцизных товаров полностью противоречит мировой практике. Во всем мире керосин освобожден от акцизов в целях развития гражданской авиации. Поскольку в затратах авиакомпаний стоимость топлива составляет 35–40%, введение акциза сразу увеличит его стоимость только в 2015 году минимум на 7% (при нынешней стоимости на бирже авиакеросина 31 460 руб./т). Это очень существенное увеличение для авиакомпаний, заправляющих сотни тысяч тонн топлива в год. Рост стоимости топлива, к сожалению, всегда отражается на стоимости билетов для пассажиров, падает подвижность населения, замечает Спиридонов. «Доля затрат на авиакеросин в цене билета в среднем по отрасли равна 30–40%. Естественно, повышение цен на керосин может автоматически привести к повышению цен на билет», — сказал представитель «Аэрофлота» Андрей Согрин. От оценки предложения Минфина Согрин воздержался.
Исходя из данных Минфина, керосин подорожает на 7–9%, говорит эксперт агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Учитывая, что на топливо в себестоимости перевозок приходится 25–30%, это значит, что издержки авиакомпаний должны увеличиться на 2–2,5%, подсчитал эксперт. Он отметил, что более заметными будут изменения для перевозчиков, работающих на дальних рейсах, — в структуре их издержек топливо занимает большую долю.
В Минфине понимают, что применение акциза приведет к росту стоимости авиатоплива и предлагают компенсационные меры — налоговый вычет. В следующем году сумма вычета может составит 4,6 тыс. руб. за тонну авиатоплива, а в последующие два года — 5,52 тыс. руб. и 6,55 тыс. руб. соответственно.
Сергей Савсерис из «Пепеляев групп» отмечает, что фактически речь идет не о налоговом вычете, а о субсидиях потребителям авиатоплива. Причем в бюджете на будущий год на эти цели придется заложить сумму вдвое большую, чем казна получит в качестве акцизов. Тем самым государство пытается компенсировать потребителям удорожание топлива вследствие увеличения налогового бремени, говорит Савсерис.
В рамках налогового маневра таким образом предполагается компенсировать рост налоговой нагрузки, говорит топ-менеджер нефтяной компании, принимавший участие в правительственных заседаниях по налоговому маневру. И поэтому налоговый вычет выше размера акциза. А акциз на керосин вводится для того, чтобы была база расчета налогового вычета для этой категории нефтепродуктов.
Учитывая, что в России потребляется примерно 9 млн т авиакеросина в год (данные Thomson Reuters Kortes), Минфин в качестве акциза в 2015 году может собрать примерно 20,7 млрд руб., а вернуть в качестве налогового вычета должен будет вдвое больше — 41,4 млрд руб. В последующие годы расходы бюджета на налоговый вычет будут еще выше.
Как отмечается в законопроекте Минфина, «использовать полученный авиакеросин может сам налогоплательщик для воздушных судов или передать его для заправки на основе договора об оказании соответствующих услуг». Исходя из этого получателем налогового вычета станет «организация или индивидуальный предприниматель, осуществляющие заправку воздушных судов», то есть топливно-заправочные комплексы. Представитель Минфина отказался от комментариев.
Сейчас прорабатывается ряд законодательных инициатив, которые существенно изменят конфигурацию рынка, в т.ч. налоговый маневр, акциз. Пока рано делать прогнозы, и нужно дождаться окончательного варианта нового налогового законодательства с учетом потенциальных исключений, говорит официальный представитель «Роснефти», крупного производителя авиатоплива.
Ася Сотникова, Андрей Лемешко, Тимофей Дзядко