Рынок нефти завершил неделю на негативной ноте
Чрезвычайно неудачная для рынка нефти торговая неделя завершилась в пятницу на негативной ноте. Котировки нефтяных фьючерсов продолжили падение. При этом давление на цены по-прежнему оказывали те же факторы, которые днем ранее вызвали снижение стоимости нефти в среднем на 5 долл. Тем не менее, несмотря на сохраняющееся среди участников рынка беспокойство относительно сокращения мирового спроса и некоторое ослабление напряженности между Ираном и Западом, интенсивность падения цен на нефть существенно замедлилась.
По итогам торгов в пятницу, 18 июля, на New York Mercantile Exchange цена фьючерсного контракта на нефть марки WTI с поставкой в августе снизилась на 0,41 долл. и составила 128,88 долл./барр. Таким образом, за неделю цена марки WTI упала на 16,2 долл., что стало самым значительным сокращением с тех пор, как в 1983г. на Нью-йоркской бирже впервые начались торги фьючерсами на нефть. На InterContinental Exchange в Лондоне сентябрьский контракт на нефть марки Brent Crude подешевел на 0,88 долл., закрывшись на отметке 130,19 долл./барр.
Вышедший в среду еженедельный отчет Министерства энергетики США показал, что за последние четыре недели спрос на топливо в стране оставил 20,3 млн барр. в день, что на 2% ниже, чем за тот же период прошлого года. По мнению аналитиков, это является признаком того, что заоблачные цены негативно отражаются на потреблении. В последнем ежедневном обзоре товарных рынков эксперты Commerzbank отмечают некоторое изменение настроений среди участников рынка нефти. "В то время как ранее решающим фактором было беспокойство относительно возможных перебоев в производстве нефти, сейчас на передний план вышли опасения относительно падения спроса", - констатируют в банке.
Тем не менее тема перебоев в поставках по-прежнему остается актуальной для рынка нефти, полагают аналитики Goldman Sachs. "Несмотря на недавний рост, запасы нефти остаются крайне скудными. Это указывает на то, что нефтяной рынок по-прежнему уязвим для потрясений, связанных со спросом и предложением", - отмечают эксперты банка в одном из последних обзоров. В Goldman Sachs ожидают, что к концу года "черное золото" будет стоить 149 долл./барр., поскольку баланс рисков, по мнению аналитиков банка, для рынка нефти по-прежнему смещен в сторону роста.
Дополнительное давление на цены в последние два торговых дня прошедшей недели оказывало ослабление напряженности между Соединенными Штатами и Ираном. Согласно сообщениям из США, впервые за всю историю конфликта Белый дом намеревается послать представителя на переговоры с Ираном, тем самым давая понять, что хочет решить проблему дипломатическим средствами. Кроме того, стало известно, что в следующем месяце Соединенные Штаты объявят о планах установить дипломатические отношения с Ираном, - через 30 лет после того, как они были разорваны. Министр иностранных дел Ирана отметил, что участие Америки в переговорах носит позитивный характер.
Между тем в понедельник цены на нефть возобновили рост. Внимание рынка привлек направляющийся к Мексике шторм. Согласно прогнозам метеорологов, тропический шторм, которому присвоили имя Долли, по достижении Мексиканского залива может вырасти в ураган. При этом вероятность такого исхода оценивается в 29%. Из Мексики в США поставляется более четверти импортируемой в страну нефти.
Негативный поворот приняли известия из Ирана. По сообщениям, на прошедших 19 июля в Женеве переговорах Тегеран не внял призывам Запада приостановить работы по обогащению урана. "Мы не получили того, на что надеялись", - заявил на пресс-конференции верховный представитель Евросоюза по внешней политике и безопасности Хавьер Солана. Если в течение двух недель иранское правительство не ответит на сделанные в ходе четырехчасовых переговоров Ирану предложения, это грозит новыми санкциями для страны.
Согласно плану, Иран должен временно приостановить деятельность по обогащению урана в ответ на замораживание новых санкций. Однако официальный Тегеран уже не раз заявлял о своем праве на обогащение урана. По словам представителей иранской делегации перед началом переговоров, о приостановке работ по созданию собственной атомной энергии "не может быть и речи". Тем не менее президент Ирана Махмуд Ахмадинежад назвал последний раунд международных переговоров еще одним "шагом вперед" на пути к разрешению конфликта, связанного с ядерной программой страны.
Валентина Гаврикова
Департамент аналитической информации РБК