4. Перелетные деньги
Аэропорты-"призраки"
По сравнению с российскими потерями на авиационной ниве эта сумма кажется небольшой. За последние 20 лет в России из-за отсутствия поддержки и финансирования прекратили существование 1122 аэропорта при стоимости каждого в 1 млрд руб. Такие цифры были озвучены на недавней научно-практической конференции в МАДИ, где выступил с докладом генеральный директор Ассоциации гражданской авиации стран СНГ "Аэропорт" Виктор Горбачев.
В докладе сообщалось, что если на 1 января 1991г. в РФ было 1450 аэропортов, то через 10 лет их стало уже 328. По подсчетам аналитиков Ассоциации гражданской авиации стран СНГ, отрасли нанесен ущерб в размере более триллиона рублей, поэтому заложенных бывшим премьером денег на развитие аэропортов хватит только на поддержание их сегодняшнего состояния. По мнению экспертов, без централизованного финансирования отрасли проблему не решить и откладывать этот вопрос больше нельзя, в противном случае страна со временем лишится всех аэропортов.
Опасения Ассоциации гражданской авиации разделяет и Минтранс. По данным ведомства, общий объем инвестиций в развитие аэропортов одной только Москвы в прошлом году сократился на 10,7% по сравнению с 2010г.
Первым делом - самолеты главных транспортных узлов
Однако некоторые эксперты настроены более оптимистично. Так, руководитель агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев согласен с тем, что количество аэропортов в стране резко сократилось, однако, подчеркивает эксперт, выбыли преимущественно аэродромы с грунтовыми взлетно-посадочными полосами, которые обслуживали интересы региональных центров, на окраине Дальнего Востока, где-то в Сибири, то есть в тех регионах, где сегодня угасла экономическая активность.
"Есть известная поговорка: потерявший голову по волосам не плачет. Так что, потеряв экономику в масштабах страны, сожалеть по поводу конкретных элементов - аэродромов - бессмысленно, - считает О.Пантелеев. - Мы, конечно, можем по этому поводу горевать, но это, скорее, жонглирование цифрами, нежели какая-то реальная проблема. Пока нет экономического спроса на перевозки в этих регионах, аэродромы там будут не востребованы. А если бы они продолжили функционировать, то были бы убыточными".
По мнению О.Пантелеева, сегодня количество потенциально привлекательных для инвестиций авиаобъектов ограничен примерно тремя десятками. Это аэропорты столицы и другие крупные авиагавани, например, в Ярославле и Нижнем Новгороде. Однако, подчеркивает эксперт, крупнейшие аэропорты сейчас нуждаются в инвестиционной помощи. "Объем инвестиций, который требуется для поддержания глобальной инфраструктуры в более или менее дееспособном состоянии, исчисляется более чем в 50 млрд руб. И это только лишь на поддержание, без развития. Например, в аэропортах Шереметьево и Домодедово надо строить взлетно-посадочные полосы. Там достаточно большой дефицит средств. Вопрос очень непростой. Сейчас как раз решается вопрос о привлечении инвестиций, может быть, зарубежных и частных - непринципиально, откуда придут деньги", - рассказал О.Пантелеев.
Взлетно-посадочная экономия
Прогнозы руководителя агентства "Авиапорт" совпадают с предложениями Минтранса. Согласно выработанной стратегии до 2020г., в список самых значимых инвестиционных проектов войдут только 24 объекта, главная задача при этом - развитие в первую очередь главных транспортных узлов (хабов) на базе 12 федеральных аэропортов, где сконцентрированы основные транспортные пассажирские и грузовые потоки.
Кроме того, для привлечения инвестиций в отрасль, в развитие инфраструктуры аэропортов стратегия Минтранса допускает и создание специальной Укрупненной компании, которая объединит в единую систему федеральные и региональные узловые аэропорты. "Они считают целесообразным создать госкомпанию, которой будут переданы все аэродромы в Московском авиационном узле. И эта компания сможет привлечь недостающие средства на строительство этих полос, например", - отметил О.Пантелеев.
Эксперт БКС "Экспресс" Богдан Зыков видит будущее в развитии региональной авиации и считает, что Россия по сравнению с СССР ушла далеко вперед по авиаперевозкам внутри страны. "Рынок сейчас близок к насыщению, практически каждый крупный регион обзавелся своей авиакомпанией, которая обеспечивает его нужды. Такая картина будет существовать и в дальнейшем, однако наиболее лакомые куски региональной авиации будут поглощаться более крупными игроками", - считает Б.Зыков. Однако инвестиционный прогноз на создание современных хабов в крупных городах страны эксперт оценивает не столь радужно. По его мнению, стране потребуется не меньше 300 млрд руб. инвестиций.
Далек от оптимизма и эксперт ИФК "Солид" Никита Рязанов, который считает, что развитие инфраструктуры предполагает многократное увеличение потока инвестиций как со стороны федерального и региональных бюджетов, так и со стороны авиаперевозчиков. "Первым необходимо переоснастить и привести в божеский вид аэропорты и аэродромы, закупить новое оборудование и технику, построить от 300 до 400 новых объектов, обеспечить транспортирные узлы инфраструктурой, привести в порядок законодательную базу в области регулирования ставок, сборов и тарифов, попытаться добиться приемлемых цен на топливо. Вторым необходимо задуматься над обновлением парка, причем задуматься как можно скорее. Речь идет о десятках миллиардов долларов", - заключил Н.Рязанов.
Все новости Петербургского международного экономического форума-2012