МЭРТ заканчивает антидемпинговое расследование
Напомним, что 17 июляв минувшие выходные президент России Владимир Путин, поздравляя отечественных металлургов с их профессиональным праздником, отметил, что « «сегодня металлургия — - одна из наиболее динамично развивающихся отраслей отечественной экономики. В числе ваших очевидных успехов наращивание объемов выпуска и качества продукции, освоение новых рынков».».
Между тем многие экономические эксперты отмечают, что « «очевидных успехов», о которых говорил Владимир Путин, отечественные металлурги, к сожалению, добиваются не благодаря, а вопреки промышленной политике, проводимой правительством. «Российская металлургическая отрасль находится под постоянным демпинговым прессингом со стороны иностранных производителей, чего правительство предпочитает не замечать, и, оно, видимо, не отдает себе отчет в том, что подобное бездействие может обернуться колоссальными потерями для национального бюджета уже в текущем году», заявил один из экспертов.
Один из показательных примеров - ситуация с ввозом в Россию украинского прутка для армирования железобетонных конструкций. В настоящее время поставки прутка облагаются пошлиной в размере 21%, срок действия которой истекает 14 августа. В настоящее время, благодаря действиям пошлины, украинские прутки дешевле российских лишь на 1-3%, а в случае ее отмены эта разница, по оценкам экспертов, составит уже более 18%.
Известно, что Минэкономразвития пока не отреагировало на проблему, несмотря на многочисленные обращения крупнейших металлургических предприятий. В связи с этим, Горно-металлургический профсоюз России был вынужден напрямую обратиться к премьер-министру РФ Михаилу Фрадкову с предложением продлить действие антидемпинговой пошлины на украинские прутки.
Еще более критическая ситуация сложилась на российском трубном рынке. Из-за неконтролируемых поставок украинской продукции, при которых демпинговая маржа составляет около 20%, спад производства на отечественных предприятиях по некоторым видам труб достиг 26%, что является очередным подтверждением тенденции спада производства на отечественных предприятиях, которая продолжается уже более полугода. Причиной такого спада аналитики считают отсутствие межправительственного Соглашения о торговле трубами между Украиной и Россией, срок действия которого истек в конце 2004 года. В отсутствие Соглашения продукция российских производителей стремительно вытесняется украинскими конкурентами; рост поставок украинской трубной продукции составил по ряду видов около 40%.
Герман Греф тем временем отменил свой визит, запланированный на конец прошлой недели для переговоров с украинским коллегой Сергеем Терехиным. Учитывая жесткую протекционистскую позицию украинских властей, аналитики не ожидали от МЭРТ каких-либо действий по защите отечественных производителей в противовес украинскому напору. Ведь за полгода министерство так и не смогло активизировать процесс подписания с Украиной "Соглашения по регулированию торговли трубамио регулировании взаимных поставок трубной продукции» на 2005-2007 годы". Надежда на подписание Соглашения уже практически утеряна, в этой ситуации именно защитные меры остаются единственным реальным инструментом, применение которого может стабилизировать трубный рынок.
На Украине сейчас открыто заявляют, что готовы на интеграцию с Россией только на условиях свободной торговли без изъятий и ограничений. А ряд украинских политиков вообще высказывается за отказ от интеграции с Россией в рамках Единого экономического пространства. "По сути, ЕЭП противоречит объявленному Украиной движению к ЕC, - говорит, в частности, президент Центра экономического развития, советник В. Ющенко Александр Пасхавер. - Не думаю, что при создании ЕЭП Россия пойдет на какие-то экономические и торговые уступки Украине, поэтому этот союз для Украины бесперспективен".
По мнению наблюдателей, одной из причин отказа Грефа от поездки в Киев стало нежелание в очередной раз демонстрировать неспособность своего ведомства решать проблемы. Тем временем на карту поставлены целые отрасли. По данным аналитиков, ущерб трубников от снижения производства в отсутствие инструментов регулирования рынка за год составит более $500 млн., а общеэкономический ущерб всего горно-металлургического комплекса России может достичь $1 млрд.