Глава АСВ: Агрессивное привлечение вкладов - предвестник банкротства
"Нередко банки, оказавшись в трудном положении, начинают очень агрессивную политику по привлечению вкладов населения, устанавливают для этого высокие ставки по вкладам. Это должно настораживать вкладчиков. Хотя мой личный опыт показывает, что, к сожалению, пока российский вкладчик, даже будучи неоднократно обманутым, клюет на высокие ставки", - посетовал А.Турбанов.
В ответ на это ведущий программы Сергей Алексашекно, директор по макроэкономическим исследованиям Высшей школы экономики, предположил, что подобная беспечность объясняется уверенностью вкладчиков - АСВ вернет им все возможные потери.
"Мы гарантируем массовому вкладчику возврат денег в случае банкротства банка. Но в нашей банковской системе есть и вклады свыше 700 тыс. руб. - максимальной суммы страхового возмещения. И вот эти вкладчики, к сожалению, не всегда руководствуются здравым смыслом, зачастую реагируя на повышенные проценты", - отметил глава АСВ.
А.Турбанов отмечает, что в России 80% банкротств банков являются криминальными, осознанно "организованными" собственниками и топ-менеджерами. Остальные 20% - это так называемые рыночные банкротства, ставшие следствием того, что банк не нашел своей ниши, не выстроил систему управления рисками, не учел конъюнктуру рынка и т.д.
"Что касается криминальных банкротств, чаще всего ситуация развивается так: из-за ошибок менеджмента, в том числе из-за неправильного управления активами возникают сложности (ведь зачастую многие активы идут в виде кредитов структурам, аффилированным с банком, и риски там не всегда учитываются.) Кредитная организация начинает терять свои позиции, финансовое положение ухудшается, ее собственники и топ-менеджеры понимают, что придет час, когда лицензия будет отозвана. И в этот момент они принимают сознательное решение о неправомерном выведении активов. При этом им безразлично, обанкротится банк или нет - они на нем уже поставили крест и стараются спасти для себя какие-то активы. Причем собственники в этой ситуации убеждены, что если они вложили в этот банк свои деньги, то могут распоряжаться активами. Но забывают при этом, что большинство обязательств банка - обязательства перед кредиторами, и в первую очередь с ними надо рассчитаться.
Что касается объема активов, которые злоумышленникам удается вывести, по словам А.Турбанова, самые наглые из зафиксированных случаев (и они за последние годы исчисляются десятками) - когда в банке от суммы обязательств оставалось 2%, максимум - 4% активов.
Гость программы отметил, что агентству, конечно, удается вернуть часть этих средств, но хотелось бы, чтобы сумма была заметно больше. "Давайте посмотрим по одному из направлений нашей работы - привлечению к субсидиарной ответственности бывших собственников банка или топ-менеджеров. По всем выигранным искам сумма составляет 3 млрд руб. Это не так мало, но и не так много", - отметил А.Турбанов.
Кроме того, он добавил, что за шесть лет работы АСВ по его заявлениям было возбуждено 120 уголовных дел, по девяти делам уже вынесены обвинительные приговоры - осуждены 13 банкиров. Всего за это время агентству для проведения процедуры ликвидации были переданы 262 банка, в 154 случаях процедура уже завершена.
Но количество отозванных у банков лицензий в последние годы гендиректора АСВ удивляет. "В 2010г. было отозвано 16 лицензий, я полагаю, могло бы быть и больше. В этом году мы вновь видим стабильную ситуацию - лицензии лишились всего семь банков - участников системы страхования вкладов", - сообщил А.Турбанов.
На вопрос ведущего о том, сколько средств удается вернуть кредиторам, глава АСВ пояснил, что основная тенденция, которая в последние годы складывается в сфере банкрота, заключается именно в повышении степени удовлетворения подобных требований: "До появления агентства как корпоративного ликвидатора, когда эту функцию выполняли индивидуальные предприниматели, степень удовлетворения находилась на уровне 6-8%. Но за эти шесть лет средний уровень удовлетворения составил 23%. Это пока ниже, чем во многих развитых странах, где этот показатель достигает 30-40%".
Помимо роли государства, А.Турбанов назвал еще одну причину, искоренение которой может, по его мнению, изменить ситуацию: "У нас много и правильно говорится о защите права собственности. Но, видимо, еще недостаточно говорится о том, что собственность еще и обязывает. Если ты вступил с кем-то в коммерческие, банковские правоотношения, ты обязан отвечать по своим долгам. Понимания этого у нас в сознании, боюсь, еще не у всех хватает".