Бюджет может недополучить запланированные налоговые поступления
Как сообщила замминистра финансов РФ Татьяна Нестеренко, доходы федерального бюджета в 2009г. могут оказаться ниже, чем утверждено в новом варианте бюджета. Это способно привести к более масштабному использованию средств Резервного фонда и существенно осложнить бюджетную ситуацию в 2010г., которая и без того будет напряженной в связи с реформой ЕСН, переоценкой прав пенсионеров с "советским" стажем и необходимостью вернуть госкорпорациям средства, взятые у них в 2009г., отметила Т.Нестеренко. В Минфине считают, что сокращение некоторых расходов бюджета в 2010г. может составить 25-30%, но даже в этом случае Резервный фонд может быть полностью исчерпан еще до начала 2011г. Дефицит федерального бюджета России в 2009г. планируется на уровне 8% ВВП, в 2010г. - до 5%, в 2011г. - до 3%, в 2012г. - от 1 до 2%.
В настоящее время пересмотренный федеральный бюджет предполагает налоговые поступления в 2009г. в размере приблизительно 6,7 трлн руб. (200 млрд долл.) при средней цене на нефть в течение года на уровне порядка 41 долл./барр., что даст дефицит бюджета в размере около 3 трлн руб. (90 млрд долл., или свыше 7% ВВП), подсчитал руководитель департамента стратегии и исследований рынка UniCredit Bank Владимир Осаковский. Дефицит будет финансироваться по большей части из средств Резервного фонда, в котором к концу текущего года должно было остаться порядка 1,9 трлн руб. (57 млрд долл.), чего должно было хватить на финансирование дефицита бюджета в течение ближайших одного-двух лет.
Согласно новому одобренному варианту бюджета, ситуация такова, что расходы растут, а доходы падают. Приоритеты остаются прежними: социальная политика, государственные компании, предприятия малого и среднего бизнеса, а также банки. "Новый антикризисный план направлен на решение задач в четырех приоритетных областях. Однако прежние фавориты, банки, получат самую большую долю распределяемых финансовых ресурсов (48%), следующими по объему финансирования станут социальная сфера (15%), а также сокращение налогов и налоговые льготы (14%)", - говорит ведущий экономист ФК "Уралсиб" Владимир Тихомиров. Основная часть средств, выделяемых в рамках новой антикризисной программы (55%), поступит из пересмотренного федерального бюджета. "Чтобы удовлетворить новые потребности в бюджетных средствах, расходная часть бюджета была увеличена на 7,4%, а приоритеты траты средств изменены. Расходы на экономику повышены на 62%, дотации регионам – на 16%, все остальные расходные статьи были урезаны, причем самому значительному секвестру подверглись расходы на инфраструктуру, государственное управление, оборону и правоохранительные органы", - заключил В.Тихомиров.
Однако если план сбора налогов выполнен не будет, то запланированные на текущий год огромные государственные расходы могут привести к израсходованию всего Резервного фонда уже в 2009г., предупреждает В.Осаковский. Несмотря на некоторые негативные последствия, эксперт не ожидает сильной отрицательной реакции рынка на эти новости, поскольку они должны открыть новый раунд дискуссий о будущей бюджетной политике России, результат которых пока неясен. Аналитик также отмечает, что доходы бюджета в этом году могут оказаться больше прогнозируемых, если цены на нефть будут оставаться выше заложенных в бюджет 41 долл./барр. Вместе с тем данные новости, очевидно, свидетельствуют об ограничениях крайне экспансионистской фискальной политики РФ, которая долго продлиться не сможет, полагает экономист.
Напомним, вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин в марте 2009г. заявлял, что Резервного фонда РФ хватит еще на 2,5 года. При этом он отмечал, что имел в виду 2009-2010гг. и приблизительно половину от потребностей 2011г.
Quote.rbc.ru