В.Путин подписал закон "Об экспорте газа"
Согласно документу, исключительное право на экспорт газа будет предоставлено организации-собственнику единой системы газоснабжения или ее дочернему обществу, в котором доля участия этой организации-собственника составляет 100%.
После вступления документа в силу для осуществления экспортных поставок газа предстоит назначить "единого эффективного оператора". Это, полагают авторы законопроекта, позволит исключить конкуренцию российских поставщиков за рубежом, которая может привести к значительному снижению экспортных цен на газ. Таким образом, будут обеспечены "как коммерческие интересы поставщиков, так и фискальные интересы государства".
Требования нового закона распространяются на газ, добываемый со всех видов месторождений и транспортируемый в газообразном и сжиженном состоянии. Однако они не затронут экспорт газа, осуществляемый в соответствии с соглашениями о разделе продукции, которые заключены до вступления закона в силу.
Напомним, Госдума 5 июля с.г. 355 голосами поддержала данный законопроект. Сразу после этого аналитики рынка ТЭК сочли, что новый документ только закрепит уже ранее сложившуюся ситуацию, когда независимые производители газа были вынуждены так или иначе осуществлять поставки газа через единый экспортный канал Газпрома. До этого момента независимые компании в лучшем случае сами поставляли газ конечным потребителям, в худшем - продавали его Газпрому.
По всей видимости, Газпром стремится установить контроль над независимыми производителями газа. Доказательство этому - недавние сделки Газпрома с основными независимыми производителями газа - "Итерой" и "НОВАТЭКом". Напомним, недавно "Итера" сообщила о подписании договора с АБ "Газпромбанк", согласно которому последний приобретает 51% акций ее основного актива - "Сибнефтегаза". Еще ранее, 26 июня 2006г., Газпром объявил о приобретении почти 20% акций "НОВАТЭКа".
В конечном итоге закон "Об экспорте газа" будет выгоден как Газпрому, так и независимым экспортерам. Амбиции независимых компаний, связанные с экспортом газа, и раньше были завышенными. Теперь же, когда они оказались "под крылом" у Газпрома, который предпочтет направлять свой газ за рубеж по более высоким ценам, эти производители получат возможность осуществлять поставки на внутренний рынок. При этом цена газа на российском рынке в скором времени должна повыситься, что отчасти связано с намеченным вступлением России в ВТО. В результате в выгоде останется и Газпром, который сможет увеличить объем экспорта газа, и независимые производители, чей газ будет перенаправлен Газпромом на растущий внутренний рынок.
В целом же ситуация в российской газовой отрасли мало изменится. Вероятно, закон принят для того, чтобы в будущем обезопасить Газпром от возможного давления независимых производителей по вопросу экспорта газа, а также от внешнего давления стран международного сообщества по разделению бизнеса Газпрома на добывающую и транспортную составляющую.