Перейти к основному контенту
Экономика ,  
0 

Эксперты: В России может исчезнуть региональная авиация

Неадекватное регулирование авиаотрасли и избирательная поддержка крупных авиакомпаний, ведущая к большей консолидации рынка, являются основным препятствием для развития региональных маршрутов и общего оздоровления перевозчиков. Такого мнения придерживаются опрошенные РБК эксперты.
Фото: РБК
Фото: РБК

По их словам, многие требования, введенные регуляторами авиационной отрасли, только усугубляют финансовое положение небольших авиакомпаний и даже приводят к их закрытию.

Яркий пример – требование Минтранса оборудовать все воздушные суда аппаратурой ГЛОНАСС/GPS. По мнению участников рынка, ведомство в данном случае руководствовалось исключительными политическими целями – желанием установить куда только можно появившуюся у России национальную систему навигации. Впрочем, оказалось, что практической пользы в оснащении отечественных воздушных судов данной аппаратурой практически нет.

Самое интересное, что такого же мнения, по данным газеты "Известия", придерживается и глава Росавиации Александр Нерадько (в распоряжении газеты оказалась копия его письма в правительство). Для небольших авиакомпаний, отмечает он, затраты, сопряженные с установкой оборудования ГЛОНАСС, оказались весьма значительными: стоимость оборудования, составляющая порядка 1 млн руб., сопоставима с остаточной стоимостью судов, а его установка требовала вывода бизнес-джета из эксплуатации примерно на месяц.

Еще один свежий пример, который приводят эксперты – принятые в ноябре 2012г. федеральные авиационные правила "Сертификационные требования к физическим лицам, юридическим лицам, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки" (так называемые ФАП-11). Согласно этим правилам, в парке авиаперевозчика должно было быть не менее восьми воздушных судов вместимостью 55 и более пассажирских кресел. У большинства мелких авиакомпаний количество машин в парке гораздо меньше.

Новые регуляторные требования и стали основной причиной ликвидации авиакомпании "Кубань", как пояснил перевозчик в своем сообщении. До ликвидации компания эксплуатировала шесть воздушных судов зарубежного производства, три из которых (Airbus A-319) была вынуждена досрочно вернуть лизингодателям из-за невозможности своевременных выплат по контракту и задолженности по платежам. С 1 ноября 2012г. из эксплуатации были выведены устаревшие авиалайнеры Як-42 советского производства "в связи с окончанием назначенного ресурса и низкой экономической эффективностью".

"Вряд ли аналогичные правила есть в США или в Канаде, где малые авиакомпании могут обслуживать потребности одного-двух городов. В России с десятками и сотнями удаленных поселений это правило противоречит здравому смыслу", - говорит доцент кафедры "инновационный менеджмент" Финансовой академии при правительстве России Андрей Иванов.

Многие областные центры, находящиеся на расстоянии 400-500 километров, давно не связаны между собой авиасообщением - приходится летать через Москву. Раньше почти во всех городах-миллионерах были местные авиакомпании, сейчас их вытеснила большая авиационная тройка - "Аэрофлот", "Трансаэро" и S7.

Как отмечают эксперты, процессы консолидации, которые происходят на российском рынке авиаперевозок, схожи с консолидационными процессами в таких отраслях, как сотовая связь и ретейл: либо крупные игроки поглощают малых, либо малые игроки просто уходят с рынка.

"В отраслях с высокой конкуренцией очень важен эффект масштаба. Крупный игрок имеет сильные переговорные позиции и больше шансов добиться приемлемых для себя условий. Такая же ситуация, как в сотовой связи и на рынке торговых сетей, где есть три доминирующих бренда ("Билайн", МТС и "МегаФон" и в ретейле - "Магнит", "Дикси" и "Пятерочка" соответственно), складывается и в авиации", – отмечает начальник аналитического отдела ИК "УНИВЕР Капитал" Дмитрий Александров.

Эффект масштаба в авиации проявляется и в том, что доступ ко многим направлениям фактически закрыт для новых игроков (сложность для старта новичков является одним из условий работы крупных игроков с аэропортами). У небольших компаний меньше возможностей сэкономить на поставках топлива и запчастей, кроме того, им сложнее выстраивать логистические цепочки и состыковывать рейсы.

С 2007г. в связи с резким удорожанием топлива, ростом цен на услуги аэропортов и повышением тарифов на услуги аэронавигации небольшие авиакомпании накопили критический объем задолженности. "Даже при росте пассажиропотока на 40% и операционной прибыли на 150% небольшую авиакомпанию не удается вывести на уровень рентабельности", - отмечает генеральный директор разорившейся "Кубани" Сергей Мордвинцев.

Не менее острая проблема для ближнемагистральной гражданской авиации – поддержание устаревшего, а порой и просто ветхого транспортного парка, отмечает начальник аналитического отдела ИК "Риком-Траст" Олег Абелев. Основу парка региональных авиакомпаний составляют Ту-134 (25% парка региональных самолетов), и Ан-2 (98% парка малой авиации). Средний возраст судов превышает 30 лет, а степень износа приближается к 95%. За последние 10 лет в год в среднем списывалось по 33 самолета, а поступало всего 13, большинство из которых были подержанными "иномарками".

По данным Государственного научно-исследовательского института гражданской авиации (ГосНИИ ГА), уже к 2015-2017гг. ни один из самолетов, которые эксплуатируются сегодня региональными авиакомпаниями, не сможет подняться в воздух.

Причину сложившейся ситуации участники рынка видят в целенаправленной поддержке государством крупных авиакомпаний, специализирующихся на международных перевозках и уделяющих мало внимания местному сообщению, а также предоставлении преференций избранным перевозчикам.

Несправедливое ужесточение критериев значительно усложнило допуск к выполнению международных чартерных и регулярных перевозок для небольших компаний. Отсутствие сертификата ИАТА по аудиту эксплуатационной безопасности полетов (IOSA) значительно снижает шансы на получение разрешения.

Кроме того, до сих пор отсутствуют механизмы межрегионального субсидирования в случае выполнения перевозок не в рамках одного региона, а между двумя разными регионами. Медленно продвигается работа по снижению сертификационных требований к региональным аэропортам, что позволило бы увеличить интенсивность полетов и снизить финансовую нагрузку на эти аэропорты. В свою очередь снижение финансовой нагрузки на аэропорты привело бы к снижению тарифов на обслуживание авиакомпаний.

Кредит наличными от 

БАНК ВТБ (ПАО). ГЕНЕРАЛЬНАЯ ЛИЦЕНЗИЯ БАНКА РОССИИ № 1000. РЕКЛАМА. 0+

Ставки по кредиту ниже

от 30 тыс. до 40 млн ₽

Оставьте заявку онлайн

Оформить прямо сейчас

Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Транспорт"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 26 апреля
EUR ЦБ: 98,71 (-0,2)
Инвестиции, 16:51
Курс доллара на 26 апреля
USD ЦБ: 92,13 (-0,37)
Инвестиции, 16:51
Полицейские нашли убитых в Херсонской области в разных местах Политика, 23:35
«Коммерсантъ» назвал причину задержки ареста фигуранта дела Иванов Политика, 23:24
Маршрут «Бессмертного полка» в Кишиневе изменят из-за уступки ЕС Политика, 23:10
«Газпром» сообщил о трех рекордах в России за одну зиму Бизнес, 22:55
Мединский заявил о «трех начальниках» у Украины на переговорах с Россией Политика, 22:38
ЦСКА и «Спартак» сыграли безголевую ничью впервые с 2003 года Спорт, 22:29
Стерлигов объявил о разводе с «еретичкой» и отлучении детей от наследства Бизнес, 22:18
Тайм-менеджмент: как больше успевать
За 5 дней вы пересмотрите свой подход к планированию и научитесь разным инструментам тайм-менеджмента
Подробнее
Столтенберг заявил, что страны НАТО не передали Киеву обещанную помощь Политика, 22:18
Хуснуллин заявил о хорошем разговоре с Путиным и бизнесом на съезде РСПП Бизнес, 22:06
Молодежная команда СКА во второй раз стала обладателем Кубка Харламова Спорт, 21:57
Может ли отставка премьера Испании привести к политическому кризису Политика, 21:50
Bloomberg: ЕС запретит реэкспорт СПГ из России, но себе получать разрешит Бизнес, 21:44
Песков заявил, что Путин и бизнес остались довольны съездом РСПП Политика, 21:30
Экспертизы не подтвердили взрыв на Ту-154, в котором летел Качиньский Политика, 21:27