Д.Медведев предлагает пересесть на водный транспорт
Он напомнил, что сейчас четверть дорог федерального значения систематически перегружена, а железнодорожный транспорт работает с максимальной загрузкой. В частности, указал он, протяженность "узких мест" на железнодорожном транспорте выросла на 20%.
"Необходимо рационально использовать наши естественные коммуникационные возможности, а именно внутренний водный транспорт", - отметил премьер. Он добавил, что в крупнейших промышленных странах Европы (к примеру, в Германии и Франции) таким образом доставляется 10% общего объема грузов, несмотря на развитую сеть автодорог.
Д.Медведев посетовал, что за последние десятилетия ситуация в области внутренних водных сообщений стала существенно хуже, чем это было в прежний период. Более четверти гидротехнических сооружений, шлюзов, плотин фактически не отвечают современным требованиям.
"Это замедляет скорость судов, уменьшает их загрузку, делает в конечном счете просто неудобным и неконкурентоспособным использование наших рек как водных дорог, как водных артерий", - отметил он.
Нынешнее положение дел во многом объясняется длительным недофинансированием соответствующей инфраструктуры, указал Д.Медведев. При этом нынешние нормативы не покрывают затраты на ее содержание, а частные инвестиции приходят в отрасль недостаточно активно. Ситуацию призвана выправить стратегия Минтранса по развитию водного транспорта, разработанная до 2030г., отметил он.
В августе Министерство транспорта представило стратегию развития внутреннего водного транспорта РФ на период до 2030г. Она предусматривает инвестиции в размере 2,26 трлн руб. При этом из федерального бюджета планируется получить 1,05 трлн руб., из бюджетов субъектов РФ - 13 млрд, а еще 1,2 трлн руб. - привлечь из внебюджетных источников.
Ключевыми целями реализации стратегии станут частичное перераспределение грузопотоков с наземных видов транспорта на водный, рост конкурентоспособности отрасли, повышение доступности и качества услуг для грузоотправителей, а также повышение уровня безопасности водного транспорта для пассажиров.
Сеть внутренних водных путей России имеет самую большую протяженность в мире и составляет 101,3 тыс. км. На водных путях расположены 723 судоходных гидротехнических сооружения, являющихся федеральной собственностью. На российских реках функционирует более 130 портов. На учете в Речном регистре состоит 13 022 грузовых и пассажирских судна. При этом 94% грузов и 86% перевозок пассажиров выполняются предприятиями негосударственных форм собственности.