С.Степашин: Депутаты превратили бюджет в черный ящик
По его словам, после принятия поправок в Бюджетный кодекс бюджетный процесс "делается неподконтрольным". "Если говорить предельно коротко, то бюджет превращается в черный ящик", - считает С.Степашин.
В частности, по словам С.Степашина, законопроект не отвечает на вопросы, как конкретно осуществлять бюджетирование, ориентированное на результат, и как соизмерять объемы финансирования с конкретными результатами работы бюджетополучателей.
Также в документе не конкретизировано понятие бюджетных ассигнований, не разработана четкая классификация конечных и промежуточных результатов деятельности получателей бюджетных средств.
Новая редакция Бюджетного кодекса, по словам С.Степашина, предполагает перераспределение полномочий в бюджетном процессе от органов законодательной власти к исполнительным органам. Так, например, изменяются или исключаются многие нормы бюджетного кодекса, регламентировавшие процесс составления и исполнения бюджета. Соответствующие полномочия будут переданы правительству, которое будет регулировать основополагающие элементы бюджетного процесса путем издания подзаконных нормативно-правовых актов.
Принятые Госдумой поправки в Бюджетный кодекс устанавливают правовую основу для утверждения федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов на три года и сокращают количество и содержание чтений федерального бюджета - с принятием поправок он будет приниматься Госдумой не в четырех, а в трех чтениях. В отношении региональных и муниципальных бюджетов предусматривается либо утверждение бюджетов на три года, либо сохранение бюджета на один финансовый год при обязательном утверждении среднесрочного финансового плана.
Также закон предусматривает с 1 февраля 2008г. разделение Стабилизационного фонда РФ на Резервный фонд и Фонд будущих поколений. Резервный фонд и Фонд будущих поколений будут формироваться за счет нефтегазовых доходов, а также доходов от управления этими фондами. Также вводится определение "нефтегазовых доходов" - к ним относятся доходы от уплаты налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, экспортных пошлин на сырую нефть, на товары, выработанные из нефти, а также на природный газ.
Нормативная величина Резервного фонда, в соответствии с одобренной поправкой, устанавливается на уровне 10% от ВВП, прогнозируемого на соответствующий год. Средства Резервного фонда могут использоваться для формирования нефтегазового трансферта, а также для досрочного погашения внешнего долга РФ.
Предусматривается, что часть нефтегазовых доходов также будет направляться на формирование нефтегазового трансферта для финансирования нефтегазового дефицита бюджета. Размер нефтегазового трансферта также закрепляется в Бюджетном кодексе. В 2008г. он будет сформирован в размере не выше 6,1% прогнозируемого на соответствующий год объема ВВП, в 2009г. - 5,5%, в 2010г. - 4,5% ВВП. В дальнейшем размер нефтегазового трансферта не будет превышать 3,7% ВВП, прогнозируемого на соответствующий финансовый год.
Формирование Фонда будущих поколений предполагается за счет нефтегазовых доходов, превышающих объем нефтегазового трансферта.
Управление средствами Резервного фонда и Фонда будущих поколений будет осуществлять Минфин. При этом устанавливается, что отдельные полномочия по управлению средствами указанных фондов могут быть переданы Банку России и специализированным финансовым организациям на основании договоров, заключаемых с Минфином. Порядок заключения таких договоров должен быть установлен правительством РФ.
Средства Резервного фонда могут размещаться в иностранную валюту, в долговые обязательства иностранных государств, международных финансовых организаций, а также на депозиты в иностранных банках и кредитных организациях.
Также вводится определение "ненефтегазового дефицита" федерального бюджета - это разница между объемом доходов федерального бюджета (без учета нефтегазовых доходов и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда будущих поколений) и общим объемом расходов федерального бюджета в соответствующем финансовом году. Устанавливается, что ненефтегазовый дефицит федерального бюджета не может превышать 4,7% объема ВВП, прогнозируемого в соответствующем финансовом году.