ВБ: Россия - вторая в СНГ по объему проведения реформ
Россия занимает второе место по объему проведения реформ в СНГ после Грузии, которая стала одним из лидеров реформаторов в мире. Однако ход реформ в странах СНГ все же отстает от стран Восточной Европы, отмечают авторы доклада.
В документе приводится ряд регуляторных индикаторов, которые оказывают влияние на создание новой компании, условия хозяйственной деятельности компании, занятие торговлей, уплату налогов и ликвидацию компании путем оценки затрат времени и финансовых расходов, связанных с выполнением соответствующих положений законодательных актов. Авторы доклада не ставили цель провести анализ и оценку таких показателей, как макроэкономическая политика страны, состояние инфраструктуры, стабильность национальной валюты, интерес инвесторов или уровень преступности.
Как заявил президент Всемирного банка Пол Вулфовиц, создание рабочих мест является приоритетом для каждой страны и особенно для беднейших стран. "Политика по улучшению регулирования бизнес-деятельности и поддержки предпринимательства - ключ к созданию большего количества рабочих мест и росту; это также способ снижения уровня бедности", - отметил глава банка.
Особенно, по его мнению, от этого выигрывают женщины, которые составляют три четверти рабочей силы в некоторых развивающихся экономиках, а также молодежь, начинающая трудовую деятельность. Страны, лидирующие в проведении реформ в прошлом году, от Сербии до Руанды, указывают путь вперед - нам всем есть чему поучиться на их примере", - сказал П.Вулфовиц.
По данным доклада за прошедший год каждая страна СНГ улучшила хотя бы один аспект деловой среды. Такой уровень реформ в регионе - один из самых высоких в мире. Согласно докладу Россия провела реформы в трех областях регулирования бизнеса: упрощены процедуры и сокращено время, необходимое для регистрации нового бизнеса; созданы условия для появления частных кредитных бюро, что расширит доступ к кредитам; упрощено налогообложение.
Процесс упрощения регистрации нового бизнеса в России идет второй год подряд. Если три года назад на процедуру регистрации требовалось три месяца и нужно было пройти 19 процедур, то теперь это занимает один месяц, и количество процедур сократилось до восьми. Тем не менее, запас для продолжения работы в этом направлении есть: например, в Австралии, которая является мировым лидером по простоте регистрации бизнеса, для регистрации необходимо пройти всего две процедуры, что займет два дня.
Для того чтобы создать новую компанию в Мозамбике, нужно пройти 14 регистрационных процедур, которые занимают в сумме 153 дня. Если заплатить все обязательные налоги в Сьерра-Леоне, то они составят 164 процента от всей прибыли компании. В Сирии, с момента прибытия импортируемых товаров в порт назначения до момента, когда они окажутся у ворот предприятия, может пройти 63 дня и для этого потребуется 18 различных документов и 47 подписей должностных лиц.
В докладе также отмечается, что страны Восточной Европы осуществляют активную политику по стимулированию предпринимательства путем проведения фундаментальных реформ, которые существенно упрощают ведение бизнеса и порядок налогообложения. С другой стороны, отмечается в документе, в странах Африки и Ближнего Востока, где уровень безработицы среди молодежи наиболее высок, развитию малого и среднего бизнеса по-прежнему препятствуют чрезмерное регулирование деловой активности со стороны государства, а также слишком медленные и фрагментарные реформы.
В докладе отмечается, что в бедных странах установлены самые высокие в мире налоги на занятие предпринимательской деятельностью. Однако такие высокие налоги подталкивают предпринимателей к уклонению от их уплаты, вынуждая многие компании уходить в теневой бизнес, что, в свою очередь, сдерживает рост компаний.
Кроме того, анализ показывает, что сокращение административных расходов может значительно снизить препятствия для экспортно-импортной деятельности. В опровержение общему убеждению, именно таможенная бюрократия являются причиной наибольших задержек для компаний, специализирующихся на экспортной и импортной деятельности. Лишь менее четверти всех задержек связано с проблемами "реальной инфраструктуры", такой как плохие порты и дороги. Для производителей из развивающихся стран административно-бюрократическое бремя может оказаться более дорогостоящим, нежели торговые квоты и тарифы, отмечается в докладе.