Госдума РФ высказалась за раздел Стабфонда
Во втором чтении в законопроект была внесена поправка, которая предусматривает с 1 февраля 2008г. разделение Стабилизационного фонда РФ на Резервный фонд и Фонд будущих поколений.
Таким образом, в Бюджетный кодекс вводится новая статья, предусматривающая, что Резервный фонд и Фонд будущих поколений будут формироваться за счет нефтегазовых доходов, а также доходов от управления этими фондами. Также вводится определение "нефтегазовых доходов" - к ним относятся доходы от уплаты налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, экспортных пошлин на сырую нефть, на товары, выработанные из нефти, а также на природный газ.
Нормативная величина Резервного фонда в соответствии с одобренной поправкой устанавливается на уровне 10% от ВВП, прогнозируемого на соответствующий год. Средства Резервного фонда могут использоваться для формирования нефтегазового трансферта, а также для досрочного погашения внешнего долга РФ.
Предусматривается, что часть нефтегазовых доходов также будет направляться на формирование нефтегазового трансферта для финансирования нефтегазового дефицита бюджета. Размер нефтегазового трансферта также закрепляется в Бюджетном кодексе. В 2008г. он будет сформирован в размере не выше 6,1% прогнозируемого на соответствующий год объема ВВП, в 2009г. - 5,5%, в 2010г. - 4,5% ВВП. В дальнейшем размер нефтегазового трансферта не будет превышать 3,7% ВВП, прогнозируемого на соответствующий финансовый год.
Формирование Фонда будущих поколений предполагается за счет нефтегазовых доходов, превышающих объем нефтегазового трансферта.
Управление средствами Резервного фонда и Фонда будущих поколений будет осуществляться Минфином. При этом устанавливается, что отдельные полномочия по управлению средствами указанных фондов могут быть переданы Банку России и специализированным финансовым организациям на основании договоров, заключаемых с Минфином. Порядок заключения таких договоров должен быть установлен правительством РФ.
Средства Резервного фонда, согласно поправке, могут размещаться в иностранную валюту, в долговые обязательства иностранных государств и международных финансовых организаций, а также на депозиты в иностранных банках и кредитных организациях.
Также вводится определение "ненефтегазового дефицита" федерального бюджета: это разница между объемом доходов федерального бюджета (без учета нефтегазовых доходов и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда будущих поколений) и общим объемом расходов федерального бюджета в соответствующем финансовом году. Устанавливается, что ненефтегазовый дефицит федерального бюджета не может превышать 4,7% объема ВВП, прогнозируемого в соответствующем финансовом году. Напомним, что в редакции законопроекта, принятой в первом чтении, устанавливалось предельное значение дефицита федерального бюджета - не более 2% ВВП.
Также при подготовке документа ко второму чтению депутатами были приняты поправки, перераспределяющие полномочия исполнительной и законодательной ветвей власти при подготовке закона о бюджете. В редакции законопроекта, принятой в первом чтении, предполагалось, что основные расходные статьи будут утверждаться в первом чтении законопроекта, что исключало возможность для Госдумы вносить в них изменения. Во втором чтении к законопроекту была принята поправка, относящая утверждение расходных статей к процедуре второго чтения. При этом устанавливается, что в первом чтении будут утверждаться основные макроэкономические показатели: плановый объем ВВП, предельный уровень инфляции.
Ко второму чтению из законопроекта также исключается норма, наделяющая Федеральную службу финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) функцией контроля над исполнением закона о бюджете. Данная норма при рассмотрении в первом чтении вызывала протест со стороны Счетной палаты, которая, согласно действующей редакции Бюджетного кодекса, наделена аналогичными полномочиями.
Напомним, что законопроект был принят Госдумой в первом чтении 7 марта с.г. Документ устанавливает правовую основу для утверждения федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов на три года и сокращает количество и содержание чтений федерального бюджета - с принятием поправок он будет приниматься Госдумой не в четырех, а в трех чтениях.
В отношении региональных и муниципальных бюджетов предусматривается либо утверждение бюджетов на три года, либо сохранение бюджета на один финансовый год при обязательном утверждении среднесрочного финансового плана. При этом устанавливаются единые требования к прогнозам социально-экономического развития разных уровней, содержанию среднесрочных финансовых планов, долгосрочным целевым программам, общие требования к составлению проектов бюджетов.