Рост рынка коммерческой авиации замедлится в 2008г. вдвое
В 2008г. число новых заказов на самолеты сократится в два раза по сравнению с 2007г., прогнозируют участники рынка и аналитики. Правда, по их мнению, это будет не крах рынка, а лишь возвращение к нормальному состоянию.
Представитель аэрокосмической компании JSA Research Пол Нисбет отмечает, что последние несколько лет уровень заказов был очень высоким. "Это был продолжительный большой мыльный пузырь", - добавляет он. Тем временем на прошлой неделе Boeing Co сообщила, что в прошлом году компания получила рекордное количество заказов на самолеты (1413 шт.) на общую сумму около 170 млрд долл. А экономисты отмечают, что у конкурента Boeing – американской Airbus – этот показатель может быть еще больше, передает Reuters.
За последние три года Boeing и Airbus на двоих получили заказы на 6400 лайнеров, что соответствует совокупным заказам за предыдущие восемь лет. Достаточно важным фактором стало развитие авиаперевозчиков в Индии, Китае и на богатом нефтью Ближнем Востоке. Однако сейчас эти крупные покупатели, скорее всего, сделают передышку, оставляя рынок американским компаниям, многие из которых до сих пор не могут оправиться от августовского кризиса subprime.
Против крупных авиапроизводителей играет и сложившаяся на мировых рынках ситуация. Так, на прошлой неделе цены на нефть подскочили до рекордной отметки 100 долл./барр. А это, в свою очередь, увеличивает вероятность того, что авиакомпании попытаются поднять цены на билеты или сократить количество маршрутов, что означает сокращение потребности в машинах. А Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) сообщила о возможном сокращении в два раза ежемесячных темпов роста международного пассажирского трафика в 2008г.
Правда, стоит отметить, что пока Уолл-Стрит не выказывает никаких признаков беспокойства. Более того, аналитики уверены, что высокие цены на нефть будут стимулировать спрос на новые экономичные самолеты, и даже рост трафика на 5%, по их мнению, сохранит высокий спрос на новые машины. Мировой парк реактивных авиалайнеров сейчас составляет 18230 машин, и если компании будут заменять только 5% из них в год, это даже без учета роста будет означать заказы на более чем 900 самолетов. "Наш первоначальный прогноз на 2008г. - 1000 заказов на самолеты Boeing и Airbus в совокупности, - сообщил в аналитической записке представитель Bank of America Роберт Сталлард. - В историческом контексте это выше среднего уровня".