Хватит портить атмосферу!
Этот вопрос волнует все человечество. Ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что с загрязнением воздуха необходимо что-то предпринимать. Так, даже в Гааге, на конференции стран-членов ООН по проблемам глобального изменения климата на планете участники не смогли договориться фактически ни по одному из вопросов повестки дня, за исключением общего признания проблемы загрязнения атмосферы. Хотя и здесь возникли разногласия между странами ЕС и США по поводу контроля за выполнением обязательств по снижению выбросов в атмосферу газов, вызывающих парниковый эффект. США выступало против некоторых квот на выбросы, считая, что такие соглашения подорвут национальную экономику.
Вместе с тем, проблема загрязнения атмосферы становится все более и более острой. Так, в докладе, обнародованном британской королевской комиссией по загрязнению окружающей среды, содержится призыв сократить выбросы углекислого газа в атмосферу на 60% к 2050 г. Согласно этому плану, правительство Великобритании должно способствовать расширению использования альтернативных источников энергии и энергосберегающих технологий, а также ввести специальный налог на углекислый газ. В настоящее время в Британии уже действует программа по сокращению использования нефти, газа и угля с тем, чтобы снизить выбросы диоксида углерода на 20% к 2010 г. Но председатель упомянутой комиссии сэр Том Бланделл считает, что такое сокращение недостаточно для решения проблемы парникового эффекта. С ним согласны и экологические организации, например, "Гринпис". Министр по охране окружающей среды Майкл Мичер уже заявил, что правительство примет во внимание предложения комиссии, но что они, вероятно, подвергнутся изменениям. Кроме того, он призвал к расширению международного сотрудничества по этому вопросу.
Действительно, в одиночку проблему сохранения чистоты или, по крайней мере недопущения ее дальнейшего загрязнения решить невозможно. Что может сделать одна страна, если ее соседи целенаправленно засоряют воздух выбросами? Так, если Британия вводит какие-то свои стандарты качества, они ни в коей мере не могут отразиться на России.
А в нашей стране ущерб от загрязнения воздуха ничуть не меньше, а, возможно и больше, чем в индустриальной Англии. Например, только ежегодный экологический ущерб от функционирования транспортного комплекса России оценивается приблизительно в 3,7 миллиарда долларов (только ущерб от загрязнения атмосферы, водных объектов и шумовое воздействие). Такие данные приведены в материалах, подготовленных к расширенной коллегии Минтранса РФ. Основная доля ущерба (78%) связана с загрязнением атмосферы вредными выбросами, 16% ущерба приходится на последствия шумового воздействия транспорта на население. Автотранспорт занимает лидирующее положение в части негативного воздействия на окружающую среду и здоровье населения. В период с 1997 по 1999 год суммарное поступление в атмосферу загрязняющих веществ от подвижных источников на транспорте возрастает примерно на 2% в год. Основной причиной является автомобильный транспорт, на который приходится 88% этих выбросов. В то же время выбросы от стационарных источников уменьшаются ежегодно примерно на 1%. Это связано с постоянным вводом новых установок для улавливания и обезвреживания веществ, попадающих в атмосферу.