МТС может купить "Связного" в качестве ответа "ВымпелКому"
В последнее время конкуренция среди сотовых операторов ужесточилась, и свежей идеей стало приобретение розничных салонов сотовой связи для продвижения (в основном) продукции под своим брендом. В конце октября 2008г. ОАО "ВымпелКом" (торговая марка "Билайн") официально подтвердило приобретение 49,9% "Евросети" за приблизительно 226 млн долл. От ОАО "Мобильные ТелеСистемы", которое стремится сохранить свое положение лидера рынка, эксперты ожидали аналогичных шагов. В последнее время циркулирует информация о том, что МТС ведет переговоры о передаче сети своих фирменных салонов в управление группе компаний "Связной", команда менеджеров которой будет оказывать сотовому оператору консультационно-управленческие услуги по развитию его розничной сети. В настоящее время салонами под вывеской МТС (свыше 300) управляет "дочка" АФК "Система" компания "ТС-Ритейл".
По словам основного владельца "Связного" Максима Ноготкова, благодаря сокращению управленческих расходов, использованию единых технологических решений, совместных закупок и объединению логистических функций экономический эффект для двух сетей может составить не менее 40 млн долл. в год. Кроме того, партнерство позволит "Связному" закупать товар со скидками иногда до 10% и получать вознаграждение от МТС за консалтинговые услуги.
Приобретение сети салонов связи с последующей трансформацией их в монобрендовую сеть могло бы позволить оператору защитить свои позиции на рынке, поскольку лояльность абонентов бренду МТС высока и они могли бы посещать салоны лишь одной компании. Кроме того, в настоящее время сотовые операторы всерьез раздумывают о возврате к идее продажи бюджетных моделей телефонов под собственными брендами ("ВымпелКом" уже продает телефонные аппараты под собственной маркой на Дальнем Востоке), и отсутствие широкой сети салонов вполне может поколебать позиции МТС. Вероятнее всего, в дальнейшем МТС приобретет полный контроль над "Связным", как это произошло с большей частью сотовых ритейлеров.
В будущем оператор сотовой связи МТС может приобрести бизнес группы компаний "Связной", полагает аналитик НОМОС-Банка Александр Полютов. "В условиях ужесточающейся конкуренции на рынке сотового ритейла нельзя исключать возможность приобретения МТС бизнеса "Связного", а взаимодействие компаний в рамках единых технологических и управленческих решений лишь позволит ускорить данный процесс", - отметил А.Полютов.
На данном же этапе речь идет о формировании команды менеджеров "Связного", которая будет оказывать консультационно-управленческие услуги оператору, оставаясь при этом в штате сотового ритейлера. Этот шаг МТС направлен на то, чтобы "в кратчайшие сроки наладить функционирование своего розничного направления бизнеса, тем самым, не дав возможности прямым конкурентам развернуть активные действия по экспансии на рынке сотового ритейла". При этом, аналитик НОМОС-Банка обращает особое внимание, что активизация МТС в этом сегменте не приведет к существенной конкуренции с сетью "Связной", которая ориентирована на торговлю расширенным ассортиментом товаров.
Аналитики ИК "Тройка Диалог" напоминают, что ранее МТС заключила франчайзинговое соглашение с сетью "Беталинк", и теперь в распоряжении компании более 1700 салонов. Однако эксперты сомневаются в том, что розничный бизнес может значительно повысить стоимость российских провайдеров мобильной связи, а также в том, что мобильная розница вообще может быть прибыльной. Однако несмотря на это "большая тройка", скорее всего, продолжит развертывать собственные розничные сети. "По нашему мнению, чем меньше компании придется потратить на подобную сеть, тем лучше. Подход МТС к созданию розничной сети на основе франчайзинговых салонов представляется нам более эффективным решением, чем прямая покупка. Вариант, выбранный МТС, позволяет компании не увеличивать постоянные операционные издержки и объем заемных средств, и при необходимости от него можно легко отказаться", - добавили специалисты.
По словам аналитика компании "Атон" Ирины Скворцовой, одно из важных направлений развития МТС - розничный бизнес, в частности монобрендовые салоны связи. В планах компании порядка 60% всех контрактов продавать через собственную сеть. В настоящий момент компания не стремится покупать сети, ограничиваясь франчайзинговыми договорами. Сейчас собственная ритейлеровская сеть МТС включает в себя 1,7 тыс. монобрендовых салонов, 1,2 тыс. из которых работают с оператором по франчайзинговому договору. Компания заключила договоры с "Беталинком" и ведет переговоры о покупке "Телефон.ру", переводя их на монобренд. Благодаря этому МТС может занять до 13,8% розничного рынка.
Работать по франчайзинговому соглашению сейчас выгодно, это не потребует единовременного отвлечения значительных средств, и не накладывает долгосрочных обязательств на компанию. Один из плюсов договора заключается в том, что ритейлеры становятся монобрендовыми. Ограничиваться франчайзинговыми соглашениями компания не планирует. В МТС ясно дали понять, что собираются строить сами, а также приобретать мобильных ритейлеров. Инвестиции в развитие розничной сети в 2009г. составят порядка 400 млн долл. Соглашение с компанией "Связной", полагает И.Скворцова, - первый шаг к покупке сети. "Одно время к ритейлеру присматривался и "ВымпелКом", но пока соглашения между ними заключено не было, это еще одна причина по которой МТС, скорее всего, приобретет ритейлера. "ВымпелКом" уже контролирует "Евросеть", Dixis и "Цифроград", занимая в среднем в среднем 40-44% рынка, МТС не может допустить перехода "Связного" под контроль конкурента", - добавила специалист.
Что касается потенциального влияния на капитализацию МТС, то розничный сотовый бизнес, по словам И.Скворцовой, был и остается низкорентабельным, поэтому вряд ли сможет повысить стоимость мобильных операторов. Контроль над ритейлерами позволит увеличить объемы продаж контрактов, увеличить лояльность текущих абонентов, поскольку в настоящее время на первое место выходит повышение качества обслуживания, ввиду чего монобрендовые сети более привлекательны. Но для этого приобретать ритейлера не обязательно, вполне достаточно ограничиться франчайзинговыми договорами, подытожила эксперт.
ОАО "Мобильные ТелеСистемы" - российский оператор сотовой связи. МТС и дочерние компании имеют лицензии на предоставление услуг мобильной связи стандарта GSM-900/1800 практически во всех регионах РФ, а также в Белоруссии, Узбекистане, Туркмении и на Украине. Основным акционером компании является холдинг АФК "Система" (51% акций). Консолидированная чистая прибыль МТС по US GAAP за 9 месяцев 2008г. увеличилась на 10,8% по сравнению с тем же периодом 2007г. - до 1 млрд 785 млн долл.
Quote.rbc.ru