Семь регионов России не готовы к зиме
По его словам, " план по завозу топлива не выполнили Читинская, Томская, Астраханская, Вологодская области, а также республики Тыва, Алтай и Калмыкия". По словам главы Росстроя, "в некоторых регионах о проблемах вспоминают только к концу лета, когда подготовка к зиме уже должна быть завершена".
Сейчас подготовка к отопительному сезону в России в полном разгаре. Муниципалитеты обязаны пустить тепло жителям своих регионов после того, как среднесуточная температура за окном упадет ниже отметки в 8 градусов по Цельсию. В Москве и Подмосковье уже началась "пробные топки". В Санкт-Петербурге рапортуют о 99-процентной готовности к зиме.
Однако тепла может на всех не хватить. РАО "ЕЭС России" в настоящее время испытывает серьезный дефицит в природном газе. Выделенные Газпромом лимиты на этот год энергетики почти выбрали - виной тому прошлогодние январские морозы. Дополнительные объемы сырья Газпром выделить не в состоянии. Газовому концерну необходимо выполнять экспортные обязательства перед европейскими покупателями, а пускать больше газа на внутренний рынок означает сокращение экспортной прибыли.
Альтернативным источником топлива стал уголь. Так, глава Газпрома Алексей Миллер именно на уголь посоветовал руководству РАО ЕЭС переориентировать генерирующие энергообъекты. Впрочем, с созданием запасов угля тоже не все гладко в преддверии грядущих холодов. Причем проблема заключается не в поставщиках твердого топлива, которые не только готовы отгружать уголь в необходимых объемах, но и существенно увеличить добычу в ближайшем будущем, а в одной из извечных российских проблем - дорогах.
В частности, в эти месяцы Красноярское подразделение РЖД (в этом регионе сконцентрированы крупнейшие в нашей стране мощности по производству угля) не справляется с заказами угольных предприятий. Срывы поставок железнодорожники объясняют по-разному: в одном случае угольщики сами вовремя не поставили сырье на перевалочные базы, в другом - возникла серьезная перезагрузка транспортных магистралей.
Угольные компании считают, что транспортники лукавят, оправдывая ограничения поставок нехваткой собственного парка вагонов. "Заявки на перевозку угля мы оформляем заранее, в срок, установленный УЖТ РФ. Тогда почему они сообщают нам о транспортных проблемах лишь по факту, срывая тем самым наши контракты с потребителями", - говорит представитель одного из добывающих разрезов. >
> Аналогичные препирательства возникали у железнодорожной монополии с угольными предприятиями и в прошлом, но только в ситуации прямо противоположной. Летом 2005 года региональная комиссия ФАС уже запрещала РЖД ущемлять интересы поставщиков угля. Причиной вердикта чиновников стали претензии Сибирской угольной энергетической компании. Суть заключается в том, что при достаточном количестве инвентарного парка РЖД без согласия грузоотправителя самостоятельно внесли изменения в заявки в части подвижного состава: заявленная перевозка в собственном парке СУЭК была изменена на парк РЖД, что в результате вытекло для СУЭК дополнительными затратами на ж/д тариф. Сейчас складывается обратная ситуация: РЖД, имея явный недостаток инвентарного парка, наоборот, ссылается на наличие собственного подвижного состава у СУЭК, который и так задействован под перевозками угля. Таким образом, по мнению угольщиков, РЖД использует систему "двойного стандарта": есть вагоны РЖД в наличии – собственников в сторону, нет вагонов - начинаются разговоры про собственный парк грузоотправителей.
"Только за последние три месяца этого года Красноярская железная дорога задолжала Бородинскому разрезу около 12 000 вагонов. Объем сорванных из-за этого контрактов составил за это время примерно 800 тыс. тонн угля", - комментирует начальник транспортного управления СУЭК Александр Лукьяненко. Это топливо предназначалось как потребителям Красноярского края, так и заказчикам из других регионов - Хабаровского края, Барнаула и Рязани, а так же на экспорт. Срыв завоза угля уже прогнозируют на Ачинском глиноземном комбинате. Недостаток угля могут почувствовать даже пограничные части Дальневосточного военного округа. Все это грозит ростом в стране социальной напряженности и срывом миллиардных контрактов.