Минфин: Суверенный рейтинг РФ недооценен
Министерство финансов (Минфин) РФ считает, что суверенный рейтинг РФ недооценен. Такое мнение содержится в проекте основных направлений государственной долговой политики РФ на 2012-2014гг., опубликованном на сайте ведомства.
"Кредитные рейтинги, присвоенные России ведущими международными агентствами (BBB с "позитивным" прогнозом от Fitch, Ваа1 со "стабильным" прогнозом от Moody's и ВВВ со "стабильным" прогнозом от Standard & Poor's), свидетельствуют о том, что наша страна явно недооценена", - говорится в документе. Там отмечается, что Россия может претендовать на более высокую категорию и будет создавать предпосылки для повышения рейтинга до категории А.
Исходя из параметров, заложенных в прогнозе социально-экономического развития РФ в 2012-2014гг. и с учетом планируемых объемов заимствований, в предстоящий период значения показателей долговой устойчивости страны будут по-прежнему вне опасных зон, подчеркивается в документе.
Вместе с тем по ряду параметров имеющийся "запас прочности" не может рассматриваться как безусловный в плане обеспечения долговой устойчивости Российской Федерации, отмечают в Минфине. Так, темпы роста государственного долга и, соответственно, расходов на его обслуживание являются весьма высокими. Расходы на обслуживание государственного долга Российской Федерации в 2011г. по сравнению с 2008г. вырастут в абсолютном выражении в 2,3 раза, или в 1,4 раза в процентном отношении к расходам федерального бюджета.
Кроме того, имеются риски ухудшения макроэкономической ситуации, что соответствующим образом скажется и на показателях долговой устойчивости. В соответствии с бюджетными проектировками, расчеты уровня ВВП и доходной базы федерального бюджета на период 2012-2014гг. осуществлены исходя из благоприятного сценария, предполагающего высокий уровень цен на нефть и их ежегодный рост: 93 долл. в 2012г., 95 долл. в 2013г. и 97 долл. в 2014г. Однако с учетом фактического нахождения нефтяных цен на уровне своих исторических максимумов, нельзя исключать также развития событий, при которых цена на нефть опустится существенно ниже уровня, заложенного в прогнозе. Возможное падение цены на нефть на 10 долл. ведет к появлению выпадающих доходов федерального бюджета в сумме порядка 0,5 трлн руб. и, соответственно, росту бюджетного дефицита на 1% ВВП. При таком сценарии все показатели долговой устойчивости заметно ухудшаются.
Помимо этого, как отмечается в документе, весьма вероятным является сценарий, при котором в планируемом периоде Россия может лишиться одного из важнейших факторов финансовой стабильности - "подушки безопасности" в лице Резервного фонда. Его объем, ожидаемый к 1 января 2013г., составит 1,6 трлн руб. при условии, что цена на нефть в 2012г. не опустится ниже 93 долл./барр., а пополнение составит 164 млрд руб. Отсутствие "подушки безопасности" существенно повысит уязвимость государственного бюджета, приведет к росту стоимости заимствований и, следовательно, к увеличению расходов на обслуживание госдолга.
Также, согласно расчетам, в случае развития негативного сценария, при котором цена на нефть упадет до 60 долл./барр. и останется на этом уровне в течение года, дефицит федерального бюджета превысит 5% ВВП. Это потребует изыскания дополнительных источников его финансирования. Потенциально в качестве таковых могут рассматриваться средства Фонда национального благосостояния (ФНБ), поступления от приватизации и повышения налогов. Однако использование средств ФНБ лишит "подушки безопасности" хронически дефицитный бюджет Пенсионного фонда РФ, доходы от продажи госимущества носят конъюнктурный характер, а увеличение налогового бремени на экономику крайне нежелательно в связи с возможными негативными социальными последствиями. В условиях реализации неблагоприятного сценария основным источником покрытия дефицита федерального бюджета станут госзаимствования.
Таким образом, заключается в документе, уровень госдолга требует постоянного мониторинга.