С 1 ноября начнется строительство Североевропейского газопровода
Ввод нового газопровода в эксплуатацию намечен на 2010г. На первом этапе планируется строительство одной нитки пропускной способностью около 27,5 млрд кубических метров газа в год. Проект предусматривает строительство второй нитки газопровода и увеличение пропускной способности СЕГ в два раза - до 55 млрд куб. м. Суммарные инвестиции, необходимые для реализации проекта СЕГ в двухниточном исполнении (строительство морского участка), превысят 4 млрд евро.
На пресс-конференции В. Голубев затронул и вопрос поставщиков для проекта СЕГ. Касаясь вопроса поставок труб для строительства первых участков, представитель Газпрома сообщил, что Выксунский завод готов предоставить продукцию для первых 144 км. Затем будет создана и зарегистрирована компания, которая займется проведением тендера на выбор поставщика труб для морской части СЕГ. В.Голубев уточнил, что в конкурсе будут принимать участие как российские, так и зарубежные предприятия.
Между тем эксперты предполагают, что российские производители труб могут потерпеть очередное поражение в распределении рынков сбыта продукции. Не исключено, что предпочтение при закупке большого объема трубной продукции будет отдано украинским и немецким трубным компаниям.
Значительную долю трубного заказа в рамках СЕГ планируют получить Харцызский трубный завод и немецкая Salzgitter. Как заявлял ранее Валерий Голубев, из планируемых к закупке в 2006 г. 600 тыс. тонн ТБД около 300 тыс. тонн Газпром намерен приобрести у украинского Харцызского трубного завода.
Стоит отметить, что в России сегодня трубы большого диаметра, соответствующие мировым стандартам, производят уже 4 компании, и в случае выделения России лишь незначительной квоты, объем поставок каждой из них в отдельности может оказаться мизерным.
По мнению экспертов, главными факторами при выборе поставщиков станут геополитические интересы и стоимость труб. Что касается последнего, россиянам будет трудно на равных конкурировать с украинскими компаниями. Дело в том, что горно-металлургическая отрасль Украины активно поддерживается и дотируется государством. Так с 1999 по 2003 г. предприятия получили поддержку на сумму в более чем 1,5 млрд долларов. Украинские трубники, продавая продукцию в РФ, активно пользуются демпинговыми механизмами, а демпинговая маржа по некоторым оценкам доходит до 60%.
Как считает директор Института проблем естественных монополий Юрий Саакян, Газпром как заказчик волен выбирать поставщиков исходя из собственных коммерческих интересов, однако, учитывая интегрированность газового монополиста в общегосударственные процессы и заявления самого Газпрома о предпочтении отечественных производителей, было бы вполне закономерным и справедливым сделать ставку на российские трубные компании. Надо учитывать, что если российские трубники не получат возможности на равных конкурировать в таких проектах как СЕГ, Ямал - Европа, Уренгойский транспортный узел, ВСТО, то это неминуемо приведет к уменьшению их доли на рынке и падению объемов производства.
Некоторые аналитики отмечают, что данная проблема весьма актуальна, и поэтому МЭРТ, ответственный за торговые отношения, и Минфин должны всерьез заняться ее решением. В ином случае автоматически снизятся поступления в бюджеты всех уровней, т.к. налоговые отчисления будут идти отнюдь не в российский бюджет.
Однако российский МЭРТ, заявивший о невмешательстве в экономические процессы со стороны государства, видимо, намерен по-прежнему закрывать глаза на проблему растущего украинского трубного демпинга и отсутствие на рынке равных условий. По словам аналитика ОФГ Александра Пухаева, совершенно очевидно, что политика невмешательства МЭРТ была бы оправданна в условиях равной конкуренции, но позиция затягивания принятия специальных защитных мер в рамках антидемпинговых расследований, когда целая отрасль российской промышленности теряет рынок сбыта из-за демпинга конкурентов, вряд ли представляется разумной.
Особую пикантность сотрудничеству РФ с Украиной в рамках СЕГ придает тот факт, что, с одной стороны, Россия решает проблему транзита газа, минуя территорию Украины, с другой стороны, сама же формирует новую зависимость - от украинских труб. При этом российские компании, несмотря на заверения в вечной дружбе, на украинском рынке испытывают очевидные проблемы. Во всяком случае, попытка участия россиян в проекте "Богородчаны-Ужгород" была фактически заблокирована, и российские компании не смогли принять участие в тендере, победителем которого стал Харцызский завод. Поэтому, по мнению экспертов, МЭРТу в преддверии вступления РФ в ВТО остается только посоветовать поучиться политике украинских коллег, с равной эффективностью защищающих интересы своего производителя у себя в дома и за границей.