Госконтракты Минобороны освободили от казначейского контроля

Федеральное казначейство будет вести сопровождение государственных контрактов по гособоронзаказу, говорится в постановлении правительства, опубликованном на официальном портале правовой информации. В справке отмечается, что это решение «позволит усилить контроль за расчетами по государственному оборонному заказу и направлено на исключение нецелевого расходования бюджетных средств и необоснованного завышения цен на оборонную продукцию».
При этом постановление выводит из-под контроля казначейства госконтракты в сфере гособоронзаказа, заключенных Министерством обороны. Также, согласно документу, казначейскому сопровождению не подлежат госконтракты, заключенные госзаказчиками при наличии банковского сопровождения, госконтракты по обеспечению органов внешней разведки средствами разведывательной деятельности, ФСБ — средствами контрразведывательной деятельности, «Росатома» — товарами, работами, услугами, связанными с ядерными боеприпасами и зарядами. Для сделок по гособоронзаказу характерна низкая платежная дисциплина, есть коррупционные факторы, поясняет заведующий лабораторией военной экономики Института Гайдара Василий Зацепин. Система казначейского сопровождения достаточно жесткая, а освобождение госконтрактов от этого контроля «обеспечит свободу рук», говорит эксперт.
«Теперь казначейство и Минфин смогут контролировать движение бюджетных средств по таким контрактам только постфактум. Казначейское сопровождение — это механизм контроля за каждым платежным поручением, каждая операция контролируется», — говорит Зацепин. Освобождение госконтрактов от контроля казначейства «снизит барьеры для прохождения денег», объясняет он.
Минфин в 2016 году ввел механизм казначейского сопровождения всех госконтрактов, авансирование которых измеряется в размере более 100 млн руб. Согласно приказам Минфина России и казначейства, все исполнители госконтрактов обязаны открывать счета в Федеральном казначействе, а получать средства станет возможным лишь после того, как запрос проверят. Для расходов по гособоронзаказу было сделано исключение, хотя именно с этими расходами у правительства возникает больше всего проблем. В феврале 2016 года министр финансов Антон Силуанов предупреждал, что значительные авансовые перечисления — порядка 1 трлн руб. за товары, работы и услуги — привели к росту остатков средств на счетах федеральных бюджетных и автономных учреждений. «Основной прирост авансов обеспечен за счет авансирования Министерства обороны», — отмечал тогда министр финансов.
В ходе подготовки закона о федеральном бюджете на 2017–2019 годы Минфин предложил сократить финансирование военных расходов на 6%. Министр финансов Антон Силуанов, представляя в Государственной думе проект бюджета, отметил, что сокращения не коснутся закупок вооружения и военной техники, «несмотря на все сложности». В результате расходы федерального бюджета по направлению «Национальная оборона» на 2017 год снизились до 2,84 трлн руб.