Россия столкнется с дефицитом качественного бензина
Дело в том, что через 7-8 лет при внушительном росте современного автопарка и повышенных международных экологических требованиях страна столкнется с дефицитом высокооктанового бензина. И возможна парадоксальная ситуация, когда нефтедобывающая держава будет вынуждена закупать бензин за границей.
Впрочем, нефтяные компании хорошо понимают, что продукты переработки - это товар с высокой добавленной стоимостью, и стремятся увеличивать свою долю в общем выпуске качественного бензина. Так, "Роснефть" существенно увеличила капитальные вложения в нефтепереработку путем строительства нового комплекса в Туапсе. Также ввод нового комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов ("Нижнекамский НПЗ") планирует завершить к 2010 году компания "Татнефть", реконструкцией Нижегородского НПЗ занят "ЛУКОЙЛ" и т.д. Но пока в целом по стране масштабы модернизации и строительства новых предприятий эксперты считают слабыми, так как для масштабной перестройки отрасли нужно не менее 20-30 млрд долл. инвестиций.
Однако многие компании не спешат вкладывать деньги, опасаясь, что конъюнктура может измениться, и те вложения, которые они сделают сейчас, в будущем не принесут ожидаемой отдачи. Дефицит качественного горючего, по различным оценкам, до 2015 года может составить 8-10 млн тонн. При этом прогнозируется объем первичной нефтепереработки в стране к 2015 году на уровне 225-230 млн тонн в год, рост производства бензина - на 20-30%, а дизельного топлива - на 20%.
Причем сложившаяся в нефтепереработке ситуация во многом влияет и на рост бензиновых цен. Так, глубина переработки нефти на среднем российском НПЗ составляет 71-73%, тогда как в США – 98%. Это приводит к тому, что из тонны нефти отечественные предприятия получают большое количество дешевого мазута. То есть, торгуя мазутом, компании работают себе в убыток, который они должны переносить на стоимость бензина, говорит аналитик ИФК "Солид" Денис Борисов.
Уровень стоимости литра бензина выше 20 руб. эксперты называют психологическим, рисковым порогом не столько для потребителей, сколько для правительства, поскольку автолюбители еще готовы платить такую цену, но она сильно подстегивает инфляционные ожидания в столь важное предвыборное время. В начале года их рост можно оправдать увеличением мировых цен на нефть, а в конце лета - сезонностью, сбором урожая. Увеличение цен на внешних рынках приводит к тому, что внутренние цены на нефть тоже растут. Они ниже, поскольку во внешних ценах на нефть присутствуют расходы компаний на пошлины и транспортировку. Но так называемая установленная цена на нефть внутри России практически идентична тем ценам, которые доминируют на мировых рынках.
Учитывая, что в структуре российских НПЗ и перерабатываемых ими суммарных объемах независимые производители - группа уфимских заводов, Московский НПЗ, Хабаровский НПЗ, входящий в "Группу Альянс", некоторые другие - суммарно занимают долю около 15% рынка, все остальные заводы входят в состав вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК). Они же рассматривают НПЗ всего лишь в качестве звена в общей производственной цепочке. Поэтому повышение цен на нефть на внешних рынках ведет к их росту внутри России.
В США откат цен на нефтяном рынке привел к снижению цен на бензин не только оптовых, но и розничных. В России некоторое снижение оптовых цен тоже наблюдалось, но нельзя сказать, что существенно снижается розница, хотя при росте опта потребительские цены никогда не отстают по динамике. Уменьшение цены идет мизерными темпами. Так, по данным Росстата, в среднем по России в период с 13 по 19 ноября потребительские цены на автобензин уменьшились по сравнению с предыдущей неделей на 0,1% и составили 17,89 руб. за литр. Темпы – на 1-2 коп. в неделю – сохраняются с октября, но аналитики говорят о новом существенном весеннем всплеске, которое участники рынка привычно называют "традиционным", и даже незначительном – на 1-2% - зимнем подорожании. Его связывают с опасением, что цены на нефть вновь могут заскользить вниз, хотя объективных факторов, вроде бы, для этого нет, и нефтяные компании стараются продавать продукцию подороже.
Монопольному положению ВИНК и возможному так называемому картельному сговору с точки зрения сдерживания роста цен на горючее власти пока могут противопоставить разве что вступивший в октябре в силу новый закон о защите конкуренции. За ценовой сговор Федеральная монопольная служба (ФАС) РФ теперь может привлекать компании к ответственности и без письменных документов или соглашений о неком сговоре. Но эксперты очень сомневаются в действенности подобных мер. Сделать это нереально, считает нефтяной аналитик "ЦентрИнвест груп" Наталья Янакаева: в законе нет четкого понятия сговора и определения, сговор это или конкуренция.
Как и раньше, все равно очень сложно будет доказать договоренность между игроками рынка "держать цены", тем более "виртуальную" договоренность, вычислить 50% доминирующее положение той или иной компании в определенном регионе и т.д. Разве что можно будет на законном основании запретить представителям топливного бизнеса озвучивать и комментировать очередное повышение цен. Зато действия федеральных властей бизнес вполне может расценивать как подавление конкурентов в борьбе за передел топливного рынка.