Перейти к основному контенту
Экономика ,  
0 

Футбольные власти впервые раскрыли финансы российских клубов

Отчетность показала высокую долю поступлений от титульных спонсоров и региональных бюджетов
РФС раскрыл, на чем зарабатывают и как тратят деньги российские футбольные клубы. В частности, больше всех на развитие молодежного футбола тратит «Краснодар», а самым щедрым на агентские выплаты оказался «Спартак»
Фото: Виталий Тимкив / РИА Новости
Фото: Виталий Тимкив / РИА Новости

Футбольный клуб «Краснодар» больше всех тратит на развитие молодежного спорта, «Спартак» выплачивает футбольным агентам почти столько же, сколько все остальные клубы, а ЦСКА больше всех заработал на продаже игроков. Об этом свидетельствует финансовая информация за 2018 год, опубликованная 31 мая Российским футбольным союзом (РФС) (.pdf).

В отчете приведены данные об основных статьях доходов и расходов клубов Российской премьер-лиги (высшего дивизиона российского футбола) и Футбольной национальной лиги (второго по значимости дивизиона), но лишь в процентном отношении к общему. И только информация о тратах на развитие молодежного спорта и выплату агентских гонораров — в рублях.

Российские футбольные клубы традиционно относятся чувствительно к публикуемой информации о финансах, информация такого рода раскрывается редко. Но в прошлом году европейская футбольная ассоциация УЕФА наконец обязала клубы публиковать свою финансовую информацию, включая выплаты агентам. На сайте РФС такая информация публикуется впервые, подтвердили РБК в пресс-службе РФС, и это именно следствие принятого УЕФА решения.

  • «Краснодар» потратил в прошлом году на поддержку молодежного футбола 758,6 млн руб. Клуб Сергея Галицкого традиционно уделяет этому большое внимание, академия ФК «Краснодар» — одна из лучших в стране. На втором месте по тратам на молодежный футбол ФК «Зенит» (493,6 млн руб.), на третьем — ЦСКА (273,9 млн руб.).
  • Московский «Спартак» в 2018 году стал лидером по выплате вознаграждений агентам — сумма гонораров составила 688,7 млн руб. Если верить оценке бюджета «Спартака» на сезон 2018/19, опубликованной изданием Soccer.ru (около 8,5 млрд руб.), на агентские выплаты приходится около 8% бюджета клуба. На втором месте по выплатам агентам «Зенит»  (215 млн руб.), на третьем — «Ростов» (127,9 млн руб.). Выплаты агентам со стороны «Спартака» почти равны сумме таких выплат остальных десяти клубов, отчитавшихся об этом в РФС.
  • Самую большую долю доходов от продажи игроков зафиксировал ЦСКА — 30,1% от всех доходов. В прошлом году ЦСКА выгодно продал в клуб «Монако» полузащитника Александра Головина за €30 млн (трансфер стал рекордным для российского футбола), а также нападающего Витиньо бразильскому клубу «Фламенго» за €12 млн.

Футбольные власти впервые раскрыли финансы российских клубов

Слабое раскрытие

Финансовое раскрытие РФС не позволяет сказать многого о состоянии российских клубов. Данные представлены только в относительных значениях, к тому же разбивка не совпадает с «классическим представлением». Оно, как правило, такое: доходы в дни матчей, доходы от реализации медиаправ, спонсорские поступления, призовые от организаторов соревнований, доходы от трансферов футболистов и прочие доходы, рассказал руководитель группы по оказанию услуг спортивным организациям PwC Александр Кардаш.

В документе РФС отражены доходы в дни матчей, призовые, доходы от трансферов, но доходы от медиаправ и спонсорских поступлений отдельно не представлены. «Мы предполагаем, что доходы от реализации медиаправ и спонсорские поступления включены в документе в коммерческие доходы», — сказал Кардаш.

Футбольные власти впервые раскрыли финансы российских клубов

В пресс-службе РФС заявили РБК, что «на данном этапе развития лицензирования футбольных клубов в России представленный формат раскрытия информации отвечает требованиям УЕФА и является достаточным». В дальнейшем планируется «прорабатывать вопрос о возможном поэтапном расширении объема публично раскрываемой финансовой информации, так как вопрос требует всесторонней проработки, достижения приемлемого и консолидированного решения», указали в РФС.

Дотации от региональных властей

Региональным клубам больше всего доходов принесла статья «прочие операционные доходы»: у ФК «Уфа» она составила 63,9% всех доходов, у «Анжи» — 76,7%, у «Ахмата» — 80,2%, у «Крыльев Советов» — 86,5%, а у «Енисея» — 90,4%. Эти клубы получают дотации или спонсорскую помощь от региональных правительств или — в случае с «Ахматом» — от регионального общественного фонда имени Ахмата Кадырова.

  • ФК «Енисей», вылетевший в этом году из премьер-лиги, получил более 90% всех доходов по этой статье. Как сообщают красноярские СМИ, бюджет клуба составляет около 900 млн руб., основными спонсорами выступают краевой бюджет (800 млн руб.) и Ангарский обогатительный комбинат (20 млн руб.). Собственные доходы клуба в прошлом году директор «Енисея» Денис Рубцов оценил в 100 млн руб.
  • На втором месте по «прочим операционным доходам» самарские «Крылья Советов» — 86,5% всех доходов. Общий бюджет клуб не раскрывает, однако известно, что большую его часть составляют поступления из самарского регионального бюджета, других крупных спонсоров у клуба нет. Soccer.ru оценил общий бюджет клуба в 1,37 млрд руб.
  • Статья «прочие операционные доходы» стала самой крупной у клубов ФНЛ, а у ФК «Химки» это вообще единственный источник дохода. Известно, что традиционно весь бюджет клуба — городские дотации, частных инвесторов у команды нет.

Собственные заработки

Собственные доходы клубов можно консервативно оценить, просуммировав статьи «Доходы в день матчей», «Доходы от организаторов соревнований», «Финансовые доходы» и «Прибыль от выбытия основных средств и нематериальных активов» (то есть от продажи игроков).

Еще одна крупная статья — «Коммерческие доходы» — включает в себя не только доходы от реализации телеправ, но и целевые спонсорские поступления, которые зачастую исходят от крупных госструктур, аффилированных с владельцами клубов. В коммерческие доходы в данном формате клубы, как правило, включают поступления от спонсоров, а также, скорее всего, доходы от медиаправ и от мерчандайзинга, отметил Александр Кардаш из PwC.

  • Самую высокую долю коммерческих доходов показал ФК «Оренбург» — 91,5%, но его бюджет по большей части складывается из дотаций предприятия «Газпром добыча Оренбург».
  • У «Локомотива» 64% бюджета формируется за счет коммерческих доходов, но крупнейшим спонсором клуба являются РЖД. В предыдущем сезоне (2017/18), как писал РБК, спонсорство РЖД обеспечило 77% доходов «Локомотива», или около 5,5 млрд руб.
  • Похоже обстоят дела у ФК «Динамо», бюджет которого примерно на 60% обеспечивает банк ВТБ (по данным РФС, 66% доходов клуба приходятся на статью «Коммерческие доходы»).

Бывший гендиректор «Локомотива» Илья Геркус говорил в интервью РБК в 2018 году, что из российских клубов лучше всего привлекают партнеров и спонсоров, не связанных с собственниками клубов, «Спартак», «Зенит» и ЦСКА.

На основе чистых коммерческих доходов самыми успешными клубами являются ЦСКА, «Спартак», «Локомотив» и «Краснодар». В частности, у «Спартака» крупнейшая среди всех клубов доля доходов от матчевых мероприятий — 19,75%. А у ЦСКА и «Локомотива» — призовые от организаторов соревнований (соответственно 36,6 и 30,1%). Это неудивительно, поскольку в 2018 году эти клубы участвовали в Лиге чемпионов УЕФА и заработали там по меньшей мере €21,55 млн и €17,95 млн соответственно.

Неясно, куда РФС отнесла доходы от телеправ (скорее всего, в статью «Коммерческие доходы»), но, по данным PwC, в 2017 году в общей структуре выручки клубов Российской премьер-лиги медиаправа принесли лишь 4,6%.

Убытки клубов

Из данных РФС невозможно сделать выводы о прибыльности или убыточности клубов, однако исследование PwC в прошлом году показывало, что за последние шесть лет клубам премьер-лиги удалось выйти на общую прибыль лишь в 2016 году. В 2017 году совокупные убытки клубов составили 1,7 млрд руб.

«Низкие доходы объясняются тем, что на матчи мало ходят, а на самих играх плохо организована продажа сувениров, напитков и еды. К сожалению, это связано с тем, что российские клубы привыкли к государственному или региональному финансированию (прямому или через посредников), и у них просто мало стимулов развивать этот вид дохода», — объяснил президент Российской экономической школы (РЭШ) Шломо Вебер.

«Благодаря чемпионату мира 2018 года посещаемость матчей в России возросла (появились новые стадионы, на которые интересно посмотреть), однако пока оценивать, насколько долгосрочный этот эффект, рано», — отметил Вебер. По его мнению, нужно увеличивать посещаемость и делать поход на стадионы более привлекательным. Например, продвигать матчи как семейное мероприятие, создавать сервис для женщин и детей. «Увеличение интереса к матчам поможет привлечь рыночных спонсоров, повысить доход от продажи клубных сувениров и от продажи телевизионных прав», — заключил Вебер.

Сейчас в Турции, например, доходы от продажи прав на трансляции матчей в 20 раз больше, чем в России, рассказал президент РЭШ.

Футбольные власти впервые раскрыли финансы российских клубов

По данным Deloitte, в Российской премьер-лиге лишь 6,4% выручки приходится на доходы в дни матчей, а спонсорские/коммерческие поступления клубов (зачастую идущие от собственников, то есть не чисто рыночные) достигают 61%. В то же время в Европе, по данным УЕФА, на доходы в дни матчей приходится 14,4% всей футбольной выручки, а спонсорство приносит лишь 31%. Основную же долю доходов европейским клубам приносит продажа телеправ — 37%.

Футбольные власти впервые раскрыли финансы российских клубов

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 20 апреля
EUR ЦБ: 99,58 (-0,95)
Инвестиции, 19 апр, 16:51
Курс доллара на 20 апреля
USD ЦБ: 93,44 (-0,65)
Инвестиции, 19 апр, 16:51
Американца осудили за помощь в обходе санкций против украинского олигарха Общество, 00:08
ПВО уничтожила четыре беспилотника над Курской областью Политика, 00:06
Русское звено и «волшебный сезон». Как россияне переписали историю НХЛ Спорт, 00:00
Аэропорт Владикавказа закрыли на полчаса из-за ямы после удара молнии Общество, 19 апр, 23:56
МВД Эстонии призвало православные приходы выйти из подчинения Москвы Общество, 19 апр, 23:52
В Брянской области при падении дрона загорелся энергообъект Политика, 19 апр, 23:46
В Курской области сработала система ПВО Политика, 19 апр, 23:40
Тайм-менеджмент: как больше успевать
За 5 дней вы пересмотрите свой подход к планированию и научитесь разным инструментам тайм-менеджмента
Подробнее
В Липецкой области объявили об угрозе атаки дронов Политика, 19 апр, 23:21
В Сумах прогремели взрывы Политика, 19 апр, 23:12
Над Белгородской областью сбили три дрона Политика, 19 апр, 22:58
Посольство России заявило об эрозии послевоенного примирения в Германии Политика, 19 апр, 22:55
Представитель Успенской опроверг информацию о плохом самочувствии Общество, 19 апр, 22:48
Корреспондент «Известий» погиб в зоне военной операции Политика, 19 апр, 22:39
МВД предложило дать следователям право приостанавливать денежные переводы Общество, 19 апр, 22:19