СП: Из-за несоблюдения условий лицензий РФ потеряла 20 млрд руб.
При этом в контрольном ведомстве пояснили, что речь идет только о проверенных ее экспертами компаниях. Общая сумма же потерь, наверняка, намного больше. Одной из причин названо то, что Минприроды России не были внесло в правительство РФ проекты нормативных правовых актов, устанавливающих понятие "согласованный уровень добычи", которое является основным показателем лицензионного соглашения.
"Отсутствие указанного понятия, порядка его расчета и требований по его определению обусловило снижение доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации", - подчеркнул аудитор СП Бато-Жаргал Жамбалнимбуев.
Он также отметил постепенное снижение объема разовых платежей, выплачиваемых компаниями за пользование недрами (в 2007-2012гг. их общий объем составил 304,8 млрд руб.). Основной причиной этого, а также участившихся случаев срыва аукционов и конкурсов, отмененных из-за отсутствия интереса потенциальных участников, названо ухудшение качества выставляемых на торги участков недр. В частности, из-за расположения ряда участков недр в слабо освоенных районах с неразвитой транспортно-энергетической инфраструктурой.
"Не состоялось 53% от запланированных аукционов, что обусловило значительное снижение объемов поступления доходов федерального бюджета по данному коду бюджетной классификации", - отметил Б.Жамбалнимбуев.
На заседании коллегии отмечено также, что воспроизводство минерально-сырьевой базы за счет средств федерального бюджета осуществляется в ряде случаев без учета потребности экономики в минеральном сырье. Так, к примеру, при наличии в России запасов редких и редкоземельных металлов потребность в них обеспечивалась за счет импорта. Всего же за 2007-2012гг. прирост запасов был получен по 38 из 146 видов полезных ископаемых (26%), воспроизводство по 27 видам (18,5%). В то же время по 62 видам полезных ископаемых запасы уменьшились (более чем на 42,5%).
Расходы федерального бюджета на геологоразведочные работы в проверяемом периоде росли по годам с 19,9 млрд руб. в 2007г. до 27,1 млрд руб. в 2012г. и составили более 122 млрд руб. Однако за счет этих средств был обеспечен прирост в основном только прогнозных ресурсов основных видов полезных ископаемых. В то же время прирост непосредственно запасов полезных ископаемых был обеспечен преимущественно за счет средств недропользователей, которые потратили на эти цели более 1,069 трлн руб.
При этом значительный удельный вес прироста запасов обеспечен за счет доразведки разрабатываемых месторождений и их переоценки, производимой в основном крупными добывающими компаниями, которые имеют значительные запасы полезных ископаемых.
Ранее Счетная палата сообщила, что отсутствие должного контроля со стороны государства за имуществом компаний, ведущих разработку нефтегазовых месторождений на основе cоглашений о разделе продукции (СРП), а также нарушений условий СРП приводит к огромным потерям казны.
В частности, было отмечено, что из-за неурегулирования вопроса о реализации природного газа на месторождении Чайво государство недополучило 3,6 млрд долл. при реализации соглашения о разделе продукции (СРП) "Сахалин-1".
Кроме того, установлено, что в нарушение соглашения от 2008г. оператор проекта "Сахалин-2" при расчете роялти из добытых углеводородов незаконно исключает тот объем, который использует на собственные нужды. В результате недоплата оператора государству составила более 125 млн долл.
В СП особо подчеркнули, что, начиная с 2011г., роялти по проекту "Сахалин-2" государство получает не деньгами, а газом, который используется Газпромом для обеспечения потребностей потребителей Сахалинской области и Приморского края.
"Из-за разницы цен на газ на внешнем и внутреннем рынках, которая составляет 326 долл. за 1 тыс. кубометров, только в 2012г. поставки газа по такой схеме обошлись государству недополучением 18 млрд руб. дохода", - отмечается в отчете СП.