S&P повысило надежность российской банковской системы
Одновременно агентство пересмотрело свою оценку уровня валовых проблемных активов (ВПА) в финансовой системе России, ожидаемого в случае реализации более или менее реалистичного (но не катастрофического) сценария экономической рецессии, с 50-75% до 35-50%.
"Основанием для такой переоценки явились устойчиво высокий рост экономики и другие позитивные макроэкономические изменения в России, которые способствовали понижению высоких пока кредитных и бизнес-рисков в национальном банковском секторе", - отметила кредитный аналитик Standard & Poor's Екатерина Трофимова.
По мере повышения кредитоспособности Российской Федерации (рейтинг по обязательствам в иностранной валюте: ВВВ+/стабильный/А-2; по обязательствам в национальной валюте: А-/стабильный/А-2) уменьшается вероятность дефолта российского правительства, которая вызывала большие опасения в 1990-е годы. Положительное влияние на российский банковский сектор оказывают: улучшение макроэкономической среды, и особенно постепенное укрепление российских промышленных компаний (в том числе не относящихся к добывающей промышленности), значительный уровень ликвидности в экономике, в частности обеспечиваемый поступлениями от продажи энергоресурсов, а также рост личного потребления и благосостояния.
"Влияние этих факторов на банковский сектор выражается в незначительных потерях по кредитам, относительно высоком уровне прибыльности и повышении диверсификации бизнеса, особенно в сфере услуг для физических лиц и малых и средних предприятий", - пояснила Е.Трофимова.
При этом она отметила: "Несмотря на происходящие положительные изменения, уровень рисков в банковском секторе России по-прежнему выше, чем на других сопоставимых рынках, что объясняется слабостью правовой и надзорной систем России, недостаточной прозрачностью акционерных структур банков и компаний, а также высокой, хотя и постепенно снижающейся, концентрацией кредитного портфеля, ресурсной базы и доходов банков на отдельных контрагентах".
Агентство указывает, что за время, прошедшее после основания банковской системы (конец 1980-х годов), она несколько раз переживала периоды дестабилизации, и до сих пор в ней существует риск "панических колебаний" ликвидности. Отсутствие определенности в отношении поддержки государства и материнских групп, а также недостаточная конкурентоспособность и финансовая устойчивость ограничивают способность частных банков противостоять негативным изменениям внешних условий. Если в отношении крупных банков с государственным участием можно говорить о возможности вмешательства российского правительства в целях предотвращения их банкротства, то частные кредитные организации, по сути дела, лишены такой подстраховки.
В то же время, по мнению Standard & Poor's, из-за недостаточной политической воли к исправлению серьезных недостатков и значительного сопротивления со стороны влиятельных групп банковская реформа продвигается по-прежнему неуверенно. До сих пор нераскрытое убийство Андрея Козлова, одного из ключевых руководителей ЦБ РФ, в сентябре 2006г. - серьезный удар по процессу реформ: за это направление отвечал А.Козлов, и здесь уже был достигнут определенный прогресс. "Для продолжения процесса реформирования необходима значительная политическая воля", - указывает агентство.
Оценка BICRA отражает сильные и слабые стороны различных банковских систем в сравнении с банковскими системами других стран. Используя градацию BICRA, Standard & Poor's делит банковские системы с точки зрения их подверженности страновым и отраслевым рискам на 10 групп, причем самые сильные входят в группу 1, а самые слабые - в группу 10. Из других стран в группу 8 входят Аргентина, Египет, Индонезия, Казахстан, Филиппины и Румыния. Из стран, чей ожидаемый уровень ВПА оценивается в 35-50%, - Таиланд, Китай, Индонезия, Казахстан и Румыния.