Правительство России станет еще более закрытым
Правительство хочет получить право принимать отдельные решения без созыва заседаний. Перечень вопросов, которые решаются только на заседаниях правительства, предложено урезать на четверть. В частности, предлагается перестать обсуждать на правительственных заседаниях планы государственных заимствований (объемы выпуска ценных бумаг), продажу федеральной государственной собственности, проекты оказания финансовой поддержки на суммы меньше 100 млн руб., а также вопросы заключения международных договоров РФ, подлежащих ратификации. Такие поправки в конституционный закон «О правительстве» в понедельник, 4 апреля, одобрены правительственной комиссией по законопроектной деятельности, сказали РБК три источника в комиссии.
Эти поправки могут выглядеть как чисто бюрократический ход, отмечают эксперты, но независимо от мотивации разработчиков общество будет знать меньше о решениях и соображениях властей — правительство становится все более закрытым. Сейчас как минимум публикуются повестка заседаний, стенограмма открытой части, и, если часть вопросов будет выведена из-под формата заседаний, информации о них станет на порядок меньше.
Обсуждения законопроекта не было, он поступил на рассмотрение «в полностью согласованном виде», говорит один из участников заседания комиссии. Законопроект был разработан в Минюсте, сказал источник РБК в правительстве (пресс-служба Минюста переадресовала запрос РБК в правительство). Правовой департамент правительства рекомендовал одобрить проект на заседании комиссии по законопроектной деятельности, сказано в материалах к заседанию. Концепция документа не вызвала нареканий и у государственно-правового управления президента, сказано в заключении на документ от аппарата правительства. Получить комментарий пресс-службы правительства в понедельник вечером не удалось.
В пояснительной записке к законопроекту необходимость изменения закона о правительстве объясняется тем, что его нормы «по прошествии более 18 лет со дня принятия (…) в силу определенных политических преобразований и нововведений в системе государственного управления требуют уточнения», а порядок и процессуальные реалии рассмотрения тех или иных решений правительством поменялись. На заседаниях Минюст предлагает решать только вопросы, «непосредственно вытекающие из конституционных норм», касающиеся организации деятельности органов исполнительной власти, формирования и исполнения федерального бюджета, законодательных инициатив. Остальное проект предлагает решать «без созыва заседаний». Но в проекте оговорено, что на своих заседаниях правительство может рассматривать «и иные вопросы» — по решению президента или премьер-министра.
Урежут впервые за 18 лет
Перечень вопросов, которые решаются исключительно на заседаниях правительства, сейчас состоит из 16 пунктов. В частности, только так принимаются решения о внесении в Госдуму проектов федерального бюджета и правительственных законопроектов, рассматриваются проекты программ экономического и социального развития, устанавливается перечень товаров, цены на которые регулируются государством, рассматриваются вопросы приобретения государством акций, следует из закона «О правительстве». С момента принятия закона в 1997 году этот перечень ни разу не сокращался — только дополнялся, показывает справочная система «Консультант Плюс». Так, вскоре после принятия закона в 1997 году обязательным для вынесения на заседания правительства стал вопрос о покупке государством акций, а в 2008 году — отчет правительства о результатах его деятельности за год, который затем представляется Госдуме.
Меньше знать
Правительство — коллегиальный орган, на его заседаниях все вице-премьеры и федеральные министры обязаны присутствовать лично; ведет заседания премьер-министр, сказано в законе о правительстве. А из регламента правительства следует, что все материалы к заседаниям рассматриваются и согласовываются всеми министерствами и ведомствами, которыми руководят президент или правительство. Тем же документом определено, что о вопросах, которые планирует рассмотреть правительство, а также о решениях, которые приняты на его заседаниях, в том числе закрытых, аппарат правительства обязан сообщать общественности через СМИ; журналисты также могут присутствовать на этих заседаниях.
Вероятно, цель сокращения перечня вопросов, обязательных для обсуждения на заседаниях правительства, — разгрузить повестку заседаний, полагает эксперт по госслужбе, доцент НИУ ВШЭ Павел Кудюкин. Видимо, объем вопросов получается слишком большим и есть желание его уменьшить, рассуждает он. То же объяснение у директора Центра технологий госуправления РАНХиГС Владимира Южакова. В целом при соблюдении всей процедуры предварительных согласований и при условии, что учтены все необходимые позиции, упрощенный порядок принятия решений по ряду вопросов возможен, говорит Кудюкин. Другое дело, что вопросы, касающиеся планов госзаимствований и приватизации федерального имущества, слишком важны, чтобы их выводить из перечня обязательных для коллегиального обсуждения, считает эксперт. Перевод этих вопросов в категорию «необязательных» выведет их из сферы общественного контроля, отмечает Кудюкин. Из законодательства и регламента правительства следует, что если предложенные поправки будут приняты, то общественность будет узнавать об этих «необязательных» вопросах лишь после того, как решения по ним будут приняты, а принятые в правительстве акты опубликованы, говорит он. «Особенно интересно с приватизацией получится», — иронизирует эксперт. И вопрос о госзаимствованиях, и вопрос о приватизации сейчас, в условиях бюджетных затруднений, особенно актуальны.
Подготовка и принятие решений, которые перестанут обсуждать на заседаниях правительства, будут осуществляться в соответствии с регламентом правительства, сказано в материалах к заседанию правкомиссии (есть у РБК). Согласно регламенту проекты «необязательных» для обсуждения на заседаниях правительства актов, хотя и проходят предварительные согласования в заинтересованных ведомствах, могут быть утверждены на заседаниях координационных или совещательных органов, где председательствует премьер-министр или один из его заместителей — все эти процедуры считаются «рассмотрением в правительстве». Эти проекты также могут рассмотреть премьер-министр или его заместители «на совещаниях или единолично». Решения по оперативным вопросам также могут приниматься президиумом правительства, сказано в законе о правительстве. Обязанность извещать журналистов о решениях, которые принимаются на таких совещаниях, а также лично премьер-министром или его заместителями, регламентом правительства ни на кого не возложена.