Российские банки теперь обязаны проверять репутацию клиентов
По мнению экспертов, такое требование позволит банкам лучше идентифицировать своих клиентов. В то же время дополнительная проверка сведений может сказаться на сроках открытия счетов и проведения операций.
Как следует из указания ЦБ, компании должны предоставлять в кредитные организации отзыв о деловой репутации, составленный в произвольной форме от других корпоративных клиентов банка, которые являются ее партнерами и/или информацию от других банков, в которых данная компания обслуживалась.
В случае неисполнения требования для банков предусмотрены санкции. Должностные лица (сотрудники кредитной организации) могут быть оштрафованы на сумму 10-30 тыс. рублей, а сам банк - на 50-100 тыс. руб. За неоднократное нарушение предусмотрена крайняя мера - приостановление операций, а впоследствии - отзыв у банка лицензии.
"Логика понятна - банки должны руководствоваться в своей деятельности принципом "знай своего клиента", - прокомментировал изданию предправления СДМ-банка Максим Солнцев. По его словам, клиентоориентированные кредитные организации уже делают определенные шаги в этом направлении, например, вводят анкеты, которые корпоративные клиенты заполняют при приеме на обслуживание.
Вице-президент МТС Банка Михаил Яценко считает, что введение требований о подробной идентификации клиента и сбор информации о нем еще до приема на обслуживание может осложнить жизнь банков, которые активно работают на рынке кредитования малого и среднего бизнеса. В то же время, отмечает он, могут вырасти и сроки открытия счетов и проведения операций.
"Требования излишни, они только увеличат непроизводственные затраты банков, а справки из других кредитных организаций в ситуации острейшей конкуренции за клиента вообще не дадут никакой объективной информации, в случае перехода клиента из банка в банк", - комментирует управляющий директор по развитию бизнеса СБ Банка Игорь Комягин.
По мнению начальника аналитического управления банка БКФ Максима Осадчего, реализация нового требования приведет к бесполезной бюрократической возне по собиранию отписок от клиентов и банков. Скорее всего, считает Осадчий, тексты этих отписок будут готовить сами же банковские клерки.