Цены на бензин будут расти
Еще летом стоимости бензина в Соединенных Штатах и России сравнялись. Сейчас средняя стоимость бензина в США составляет 50 центов за литр, притом что стоимость тонны нефти в США в ноябре составляла 270 долл., а в России себестоимость добычи тонны нефти составляет в среднем не более 10 долл. Однако если в США цены на бензин снижаются уже четвертую неделю, в России рост продолжается, хотя рубль с тех пор сильно окреп. Только за октябрь-ноябрь номинальное укрепление российской валюты по отношению к доллару составило 70 копеек.
С 15 по 21 ноября цены на бензин в России выросли на 0,4% по сравнению с предыдущей неделей и на 22 ноября составили 13,95 руб. за литр, сообщает Росстат. В том числе цены на бензин марки А-76 выросли на 0,8% - до 12,59 руб. за литр, на бензин марки Аи-92 - на 0,2%, до 14,56 руб. за литр, на бензин марки Аи-95 - на 0,2%, до 15,70 руб. за литр. Потребительские цены на дизельное топливо выросли на 1,4% по сравнению с предыдущей неделей и составили 12,87 руб. за литр. Повышение средних цен на бензин за неделю было зарегистрировано в 29 центрах субъектов России. В Москве цены выросли на 1,7%.
По данным Российского топливного союза (РТС), средний рост цен на бензин за 10 месяцев 2004г. составил 27,4%, превысив в 3 раза уровень инфляции за тот же период.
По мнению исполнительного директора РТС Григория Сергиенко, существует несколько факторов, способствующих удорожанию нефтепродуктов. Во-первых, это экономическая политика государства, направленная на увеличение добычи и экспорта нефти при существующей благоприятной конъюнктуре на внешних рынках. Напомним, по оперативным данным Министерства промышленности и энергетики РФ, добыча нефти с газовым конденсатом в РФ за 11 месяцев 2004г. увеличилась на 9% по сравнению с аналогичным периодом 2003г., составив 419 млн 365,1 тыс. т.
Другим фактором роста цен на нефтепродукты, по мнению Г.Сергиенко, является построенная в советские времена система нефтепродуктообеспечения. Так, нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) не могут конкурировать между собой из-за высокой транспортной составляющей. Кроме того, независимые НПЗ и заводы в составе вертикально интегрированных нефтяных компаний не могут конкурировать - первые вынуждены покупать нефть по рыночной цене, тогда как вторые получают ее по цене внутрикорпоративной. Еще одним "неблагоприятным" фактором, влияющим на ситуацию на топливном рынке является действующая система налогообложения нефтяной отрасли, которую, как полагает представитель топливного союза, необходимо пересматривать.
По мнению вице-президента ОАО "ЛУКОЙЛ" Леонида Федуна, цены на бензин растут, прежде всего, из-за структуры налогов. В стоимости бензина, как и любого подакцизного товара, налоговая составляющая очень велика. В РФ она составляет 65%. "Условно говоря, если потребитель платит за литр Аи-95 15 руб., то 8 руб. он отдает государству, нефтяным компаниям - 7 руб., из которых чистая прибыль нефтяных компаний составляет 1,5 руб. Объективно говоря, чем выше цены на бензин, тем выше доходность государства", - считает Л.Федун. Второй причиной высоких цен на бензин, по мнению Л.Федуна, является реальная нехватка бензина на рынке. Количество автомобилей сегодня растет гораздо быстрее, чем прогнозировалось, указал вице-президент НК, отметив, что на сегодняшний день дефицит бензина Аи-95 составляет примерно 1 млн тонн, и с каждым годом он (дефицит) будет расти.
Однако министр промышленности и энергетики Виктор Христенко считает, что рост цен на бензин в стране связан, в частности, с региональной монополизацией рынка, а также с тем, что "антимонопольные меры очень слабы".
По мнению аналитика ИК "Проспект" Дмитрия Мангилева высокие экспортные пошлины на нефть не позволяют компаниям получать прибыль от экспорта. В связи с этим нефтяные компании стараются компенсировать ее за счет повышения цен на внутреннем рынке. Кроме того, по словам эксперта, сказывается и повышение цен на сырье, поставляемое на российские НПЗ, которые, в свою очередь, вынуждены повышать цены на отпускную продукцию. Среди других факторов, влияющих на цены на бензин, аналитик выделил мировые цены на нефть. Д.Мангилев отметил, что в случае если мировые цены на нефть в течение нескольких месяцев будут снижаться, то возможно и снижение цен на бензин. А так как снижение мировых цен на нефть наблюдается с конца октября, то ожидать падения цен на бензин в России пока не стоит, добавил он.
В этом году положение осложняется еще и тем, что ситуация на Ближнем Востоке и высокий спрос на сырье в Китае обусловили лавинообразный рост цен на мировых рынках, заявил РБК представитель ТНК-ВР. Соответственно, большое количество нефти было направлено за рубеж. Данные факты положительно сказываются на доходах государства, поскольку высокая цена на нефтяное сырье и топливо обуславливает повышение уплачиваемых в казну за счет экспортных пошлин и акцизов средств, которые впоследствии частично распределяются и в региональные бюджеты, отметил представитель НК.
По прогнозам экспертов, в ближайшее время цены на бензин расти не будут. Как отметил Д.Мангилев, в ближайшее время можно ожидать фиксацию цен на бензин на определенном уровне, в случае "если не взлетят мировые цены на нефть".
Согласно же прогнозам РТС в ближайшие 3 месяца цены на бензин марки Аи-80 составят 13,58 руб./литр, марки А-92 - 14,86 руб./литр, А-95 - 15,86 руб./литр. Цена на дизельное топливо прогнозируется на уровне 13,77 руб./литр.