Перейти к основному контенту
Экономика ,  
0 

Продажа суверенных территорий: Эллада возобновляет традицию

Власти запутавшейся в долгах Греции, похоже, готовы пойти на крайние меры. 23 августа в своем интервью газете Le Monde премьер-министр Греции Антонис Самарас намекнул, что страна может расстаться с частью собственной территории
Продажа суверенных территорий: Эллада возобновляет традицию

«При условии что это не создаст угрозы национальной безопасности, некоторые из островов могут быть использованы в коммерческих целях. Но, конечно, мы хотели бы не просто избавиться от островов, но превратить неиспользуемые земли в капитал, который может приносить доход», — заявил Антонис Самарас.

До сих пор власти Греции категорически отрицали возможность того, что страна может поступиться хотя бы пядью земли. Не нужен, мол, нам берег турецкий, но и своих островов никому не отдадим. А в 1996 году спор за крохотный островок Имия в Эгейском море едва не перерос в военный конфликт между Грецией и Турцией. США с большим трудом удалось предотвратить схватку двух союзников по НАТО, и остров остался за Грецией. Увы, в 2012 году дела у Греции идут куда хуже, чем в 1996 году.

Государства оптом и в розницу

Случаев, когда правители продавали кому-то кусок собственной страны, а то и всю державу целиком, мировой истории известно немало. Достаточно вспомнить, что великий Карфаген, согласно легендам, был основан на земле, купленной тирской царевной Дидоной у царя Ливии Иарбанта. Правда, эта сделка была не совсем честной. Хитроумная девушка обманула наивного африканца, заплатив только за клочок земли, который сможет покрыть шкура быка, а потом разрезала шкуру на узкие ремешки и растянула их так, что и на город места хватило.

Разумеется, история получила широкую известность, и последователи Иарбанта, продавая родину, старались оговаривать условия как можно четче. Сами же сделки с «недвижимостью» становились все крупнее. В античные времена потерявшие былое могущество цари чаще завещали свои державы Риму, как это сделал царь Вифинии Никомед IV или царь Пергама Аттал III. В средние же века правители начали распродавать свои владения оптом и в розницу.

Не раз становились предметом сделок и нынешние греческие земли. Так, Бонифаций Монферратский в 1204 году продал Венеции весь остров Крит. И недорого — всего за тысячу марок серебра, небольшой процент в будущих доходах и помощь в захвате Фессалоник. Век спустя уже венецианцы продали принадлежащие им тогда Родос, Кос и некоторые другие острова ордену госпитальеров, а в 1320 году сын неаполитанского короля Филипп Тарентский выкупил за 40 тыс. ливров права на Ахейское княжество.

А вас никто не спрашивает!

Кстати, продавались и покупались в те времена отнюдь не необитаемые острова. Однако мнением местных жителей ни продавцы, ни покупатели в большинстве случаев не интересовались. Самодержцы всех видов и мастей подданных искренне считали не участниками сделки, а ее частью. Чем-то вроде природного богатства выставленной на торги земли. Впрочем, правители республик (продавшей Родос Венеции) от монархов (российских императоров, продавших Аляску США) в этом плане мало чем отличались.

С несогласными же разговор был короткий. Хотя, например, тем же госпитальерам пришлось почти два года силой оружия убеждать православных греков с купленного ими Родоса, что под властью католических рыцарей-монахов жить им будет не в пример лучше.

Но у рыцарей в итоге все получилось. А вот герцог Сакс-Кобург-Готский Эрнст I так устал утихомиривать жителей доставшегося ему после окончания наполеоновских войн княжества Лихтенберг, что 1834 году просто продал его Пруссии. А на вырученные 2 млн талеров «пристроил» к своему герцогству новые земли. Там, кстати, и подданные поспокойнее оказались.

Едва ли не единственным случаем, когда жителей выставленных на торги территорий спросили, чьими подданными они хотят быть, стала сделка со средиземноморскими городками Ментон и Рокенбрюн. В апреле 1860 года горожан попросили определиться, за кого они — за Францию, за Италию или за Монако. Подавляющее большинство выбрало Францию, и летом того же года оба города официально стали частью Французской Ривьеры. А князю Монако Карлу III, разом потерявшему 80% своих владений, Наполеон III выплатил 4 млн франков. Еще через пять лет в Монте-Карло открылось знаменитое казино.

Однако в большинстве случаев к смене «хозяина» обитатели переходящих из рук в руки земель относились достаточно спокойно. Налоги больше не стали — вот и славно. Патриотизм? Нет, не знаем.

Торговля по-русски

Но перейдем к отечественным «риелторам». Практически одновременно со своими европейскими коллегами плохо лежащие земли начал скупать московский князь Иван Калита. Денег у него, как ясно из прозвища (калита, если кто забыл, это такой кошелек) хватало, а потому за несколько лет Иван выкупил у обедневших соседей Углич, Галич, Белоозеро и другие города. Позже свои владения Москве продали ярославский и ростовские князья.

Когда кончились собственно русские земли, начали торговать с соседями. Петр I в 1721 году выкупил у Швеции практически всю Прибалтику. В 1867 году Александр II, наоборот, продал США Аляску, между прочим, самый большой из всех штатов.

Не брезговал сделками с землей и Советский Союз, купивший в 1947 году кусочек Финляндии — 176 кв. км на стыке границ СССР, Финляндии и Норвегии обошлись СССР в 700 млн финских марок. Немногочисленных жителей с проданных земель эвакуировали. Впрочем, Союзу нужны были не новые граждане, а гидроэлектростанция на реке Паатсо-Иоки. И чтоб никто рядом не ходил.

Конец эпохи

На протяжении нескольких веков княжества, графства, герцогства, прочие большие и маленькие державы и их части продавались за звонкую монету с необыкновенной легкостью. И лишь какие-то 50 лет назад торговать родиной за наличный расчет стало как-то не принято. Во второй половине XX века такое случилось лишь однажды.

В 1958 году Оман уступил Пакистану последний осколок своей колониальной империи — порт Гвадар с населением в несколько тысяч человек. Управлять анклавом, отрезанным от основной территории страны Аравийским морем, Оману было затруднительно. А $3 млн по тем временам были для страны совсем не лишними, экспорт нефти Оман начал только еще лет через десять.

Станет ли бегущая от банкротства Греция первым в XXI веке государством, продающим собственные земли, пока неясно. Официальные представители греческого правительства уже заявили, что на самом деле Самарас ничего такого в виду не имел, его просто неправильно поняли. По словам пресс-службы греческого правительства, речь идет о таких формах коммерческого использования островов, как долгосрочная аренда, лизинг или государственно-частное партнерство, при условии, что «государство не потеряет право владения этими объектами».

Так это или нет, скоро станет ясно. Напомним, что уже в сентябре 2012 года Еврокомиссия, ЕЦБ, МВФ должны решить, давать ли Афинам очередной кредит в рамках согласованной ранее программы финансовой помощи объемом в €130 млрд. Если вдруг решат не давать, Греция попросту обанкротится. Между тем условия поставлены жесткие: в ближайшие два года страна должна увеличить свои доходы так, чтобы сократить дефицит бюджета с 9,3 до 2,1% ВВП. Тут уж не до национальной гордости. Главное, чтоб за острова заплатили побольше.

Евгений Калюков, РБК

Тема будет продолжена, следите за нашими публикациями.

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 16 апреля
EUR ЦБ: 99,79 (+0,07)
Инвестиции, 15 апр, 16:28
Курс доллара на 16 апреля
USD ЦБ: 93,59 (+0,15)
Инвестиции, 15 апр, 16:28
Падение спроса и стагнация цен: что происходит с новостройками в Москве Недвижимость, 13:22
Зеленский заявил о готовности к переговорам с теми, «кто хочет мира» Политика, 13:21
Памфилова вручила Путину удостоверение президента Политика, 13:20
Пиняев стал претендентом на премию лучшему молодому футболисту Европы Спорт, 13:19
Песков оставил без комментариев вопрос о переговорах по Черному морю Политика, 13:15
В каких случаях роялти обязательно включать в таможенную стоимость товара Pro, 13:15
Комитет Совфеда поддержал Подносову в качестве главы Верховного суда Политика, 13:12
Здоровый сон: как легче засыпать и просыпаться
Интенсив РБК Pro поможет улучшить качество сна и восстановить режим
Подробнее
Институту Пушкина и РУДН вынесли предостережение из-за мигрантов Общество, 13:10
Кремль оценил идею Макрона о перемирии с Украиной на период Олимпиады Политика, 13:09
Суд запретил «дочке» OMV вести спор за рубежом с «Газпромом» Бизнес, 13:07
В Дании из-за пожара рухнул драконий шпиль на здании биржи XVII века Инвестиции, 13:00
В российских школах появятся гольф и городошный спорт Общество, 12:55
В Сингапуре разрешили работникам просить четырехдневную рабочую неделю Общество, 12:55
Кремль не увидел изменения позиции Украины по переговорам с Россией Политика, 12:48