Перейти к основному контенту
Экономика ,  
0 

"Транснефть" выведет ВСТО на полную загрузку лишь к 2025г.

АК "Транснефть" по заданию главы компании Николая Токарева подготовила декларацию о намерениях по реализации второго этапа нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО-2), предполагающего увеличение мощности системы с 30 до 80 млн т нефти в год. В документе, который имеется в распоряжении РБК, названы сроки вывода нефтепровода на эту мощность.
"Транснефть" выведет ВСТО на полную загрузку лишь к 2025г.

Предполагается, что на полную загрузку система будет выводиться последовательно и достигнет 80 млн т только к 2025г. Таким образом, решается проблема недостаточно развитой сейчас сырьевой базы для заполнения ВСТО, чем ранее скептики аргументировали отказ от второй этапа. Компания заверяет, что намерена приступить к проектным работам по второму этапу ВСТО.

"Транснефть" разработала два маршрута продления нефтепровода ВСТО на втором этапе - от Сковородино до побережья Тихого океана в спецнефтепорт Козьмино.

Южный вариант (вариант N1), по оценкам компании, обойдется в 353,660 млрд руб., северный маршрут (вариант N2) будет стоить 354,318 млрд руб. Для сравнения: стоимость первого этапа нефтепровода ВСТО - от Тайшета до Сковородино - оценивается в 12,5 млрд долл. (или около 300 млрд руб. по курсу ЦБ на 3 марта).

Инвестиции во второй этап включают в себя капитальные вложения и затраты на приобретение технологической нефти для заполнения нефтепровода в объеме около 1,4 млн т. Капвложения в строительство ВСТО-II по первому маршруту оцениваются в 341,095 млрд руб., по второму - в 341,967 млрд руб. (в ценах II квартала 2008г. с учетом 18% НДС). Эксплуатационные затраты по первому варианту с учетом амортизации составят 24 млрд 975,028 млн руб. в год, по второму - 26 млрд 627,033 млн руб. В то же время южный вариант будет приносить меньше дохода в бюджет РФ - 891 млн руб. ежегодно против 962 млн руб. - от маршрута N2. В презентации подчеркивается, что стоимость по обоим маршрутам оценена исходя из производительности нефтепровода в 30 млн т нефти в год.

Как следует из презентации, оба маршрута пройдут по территориям Амурской, Еврейской автономной областей, Хабаровского края и Приморского края с выходом на спецнефтепорт Козьмино. Отличие вариантов в том, что первый маршрут пролегает в основном в зоне железной дороги (Транссиб) и рядом с существующей инфраструктурой. Второй, северный, маршрут более короткий и прямой, но и более сложный из-за горного рельефа и удаленности от инфраструктуры. Второй маршрут, кроме того, пересекает зону строительства Бурейской ГЭС. Срок строительства линейной части нефтепровода по первому варианту займет от 14,5 до 17,5 месяцев, по второму - от 14,5 до 20 месяцев. Протяженность южного нефтепровода составит 1963 км, северного - 1903 км. Емкость резервуарного парка - 480 тыс. куб. м при первом варианте, 700 тыс. куб. м - при втором.

Ранее глава АК "Транснефть" Николай Токарев сообщил, что компания рассмотрела два варианта продления ВСТО до побережья Тихого океана - южный и северный, но выбрала первый в связи с наименьшей сложностью рельефа. В презентации также отмечается, что южный вариант предпочтителен по нескольким причинам: меньшие инвестиции, эксплуатационные затраты и технические риски строительства (обход зон со сложным рельефом). Меньшие затраты для "Транснефти" (на 658 млн руб.) по южному варианту маршрута, в частности, достигаются за счет уменьшения числе НПС (на одну станцию), объема резервуарных емкостей (на 220 тыс. кв.м), сроков строительства, общей металлоемкости трассы (на 49 тыс. 405 т).

"Транснефть" предполагает, что ВСТО-2 будет реализовываться в несколько этапов. На первом мощность (по обоим маршрутам) нефтепровода составит 30 млн т нефти в год (как и нефтепровода до Сковородино). Эта мощность запланирована на трассе от НПС Сковородино до НПС N34 или N35 в районе Хабаровска. Далее при развитии проекта мощность системы будет расширена до 50 млн т нефти в год с учетом возможности подключения Хабаровского и Комсомольского НПЗ, куда предполагается отгружать до 11 млн т нефти в год. При этом вопрос подачи нефти на эти заводы будет рассматриваться на более поздних этапах проектирования.

По оценкам "Транснефти", вывод ВСТО на полные 80 млн т будет происходить последовательно: в период 2010-2012гг. - до 30 млн т, к 2016г. - до 50 млн т, к 2025г. - до 80 млн т нефти с последующим поддержанием на этом уровне. Причем выход ВСТО на полную мощность зависит от возможностей сырьевой базы, в качестве которой выступают месторождения Сибирской платформы (объединенный Красноярский край, Иркутская область, Республика Саха), а также территориально приближенные к системе месторождения Томской области и, при определенных условиях, юго-востока Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов.

По приведенным в презентации прогнозам со ссылкой на энергетическую стратегию РФ до 2020г., схема сбора нефти в ВСТО выглядит следующим образом: в районе Тайшета в систему будет попадать от 10 до 40 млн т нефти с юга Сибирской платформы, Юрубчено-Тохомского, Куюмбинского месторождений "Роснефти" и других компаний, от 6 до 24 млн т - из Западной Сибири. В районе Талакана в нефтепровод пойдет около 18 млн т нефти в год с Такаланского месторождения "Сургутнефтегаза", Верхнечонского месторождения ТНК-ВР и "Роснефти", Дулисьминского компании Urals Energy и Даниловского месторождения Иркутской нефтяной компании. В районе Сковородино до 30 млн т нефти будет подаваться на КНР (в случае строительства этой ветки), от 30 до 50 млн т пойдет на Козьмино с возможностью сброса до 11 млн т на НПЗ в Хабаровске и Комсомольске.

В презентации отмечается, что для полного развития проекта ВСТО-2 в спецморнефтепорту Козьмино потребуется дополнительно строительство еще одного причала для погрузки танкеров. На первом этапе предполагается одновременно наливать на двух причалах танкеры дедвейтом 80 тыс. т и до 150 тыс. т. В дальнейшем рассматривается возможность использования танкеров от 150 до 300 тыс. т.

В материалах компании приводятся оценки крупнейших мировых исследовательских центров и компаний, в частности U.S.Energy Information Administration (IEA), The Japan Institute Energy Economics (IEE), китайской CNPC, а также Сибирского отделения РАН, потребления нефти в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Согласно их прогнозам, потребление нефти и нефтепродуктов в странах АТР возрастет к 2010г. до 1,38-1,39 млрд т в год. Этот тренд сохранится в дальнейшем: к 2020г. потребление составит 1,67-1,68 млрд т, к 2030г. - увеличится до 1,99-2 млрд т. Крупнейшими потребителями к 2030г. будут Китай, Япония и Южная Корея.

Ранее точные сроки вывода системы ВСТО на полную мощность не назывались. Сообщалось лишь, что вторую очередь построят к 2015г., расширив систему на втором этапе в перспективе до 80 млн т, из которых часть будет поставляться по ответвлению от Сковородино на Китай. Решение о начале проектирования второй очереди ВСТО правительство РФ пока не приняло. С весны 2007г. в профильных ведомствах и "Транснефти" шли споры о целесообразности ВСТО-2 и обеспечении ресурсной базы. Так, в марте 2007г. в ходе правительственной проверки проекта было отмечена недостаточно интенсивная геологоразведка в Восточной Сибири. По приведенным тогда данным Минпромэнерго, объем добываемой в Восточной Сибири нефти к 2015г. составит порядка 40 млн т в год. Учитывая, что мощность ВСТО к 2015г. составит 80 млн т, к указанному сроку нефти для его заполнения, согласно прогнозам, будет недостаточно. Было дано соответствующее поручение МПР РФ, представить в правительство расчеты, касающиеся наполнения трубопровода ВСТО, в частности по геологоразведке.

В апреле 2007г. директор департамента государственной политики в области геологии и недропользования Министерства природных ресурсов РФ Сергей Федоров заявлял, что строительство второй очереди ВСТО может быть отложено на 3-5 лет из-за недостаточного финансирования геологоразведочной деятельности на территории Восточной Сибири. Правда, позднее на тот момент глава "Транснефти" Семен Вайншток критиковал подобные высказывания и говорил, что компания имеет 100-процентную гарантию заполнения первой очереди нефтепровода ВСТО мощностью 30 млн т, что позволяет "прорабатывать дальнейшее развитие восточного направления".

Недавно новый глава "Транснефти" Николай Токарев объявил о готовности приступить к проектированию ВСТО-2 уже в марте текущего года, несмотря на то, что компании необходимо справиться с отставанием от графика первой очереди проекта, срок сдачи которой может быть перенесен почти на год - на конец 2009г. Судя по оптимизму Н.Токарева, вероятно, уже в 2008г. правительство примет решение о начале строительства второй очереди ВСТО.

Строительство нефтепровода ВСТО общей мощностью до 80 млн т нефти в год проходит в два этапа, проект реализует "Транснефть". На первом этапе должны быть построены нефтепровод Тайшет (Иркутская область) - Сковородино (Амурская область) общей мощностью 30 млн т нефти в год, и нефтеналивной терминал на Тихом океане в бухте Козьмино, куда сырье должно поставляться железнодорожным транспортом. Предусматривается также прокладка ответвления на Китай. К строительству нефтепровода приступили в апреле 2006г. По проекту, первый этап должны были сдать в конце 2008г. Однако в настоящее время "Транснефть" предложила перенести сроки ввода первой очереди ВСТО на год - до конца 2009г. "Транснефть" уже заявляла, что построенная часть трубы от Тайшета до Талакана не будет бездействовать до запуска ВСТО-1, а начнет работу в реверсном режиме - в западном направлении.

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 20 апреля
EUR ЦБ: 99,58 (-0,95)
Инвестиции, 19 апр, 16:51
Курс доллара на 20 апреля
USD ЦБ: 93,44 (-0,65)
Инвестиции, 19 апр, 16:51
Белый дом выразил готовность немедленно возобновить поставки оружия Киеву Политика, 00:26
Американца осудили за помощь в обходе санкций против украинского олигарха Общество, 00:08
ПВО уничтожила четыре беспилотника над Курской областью Политика, 00:06
Русское звено и «волшебный сезон». Как россияне переписали историю НХЛ Спорт, 00:00
Аэропорт Владикавказа закрыли на полчаса из-за ямы после удара молнии Общество, 19 апр, 23:56
МВД Эстонии призвало православные приходы выйти из подчинения Москвы Общество, 19 апр, 23:52
В Брянской области при падении дрона загорелся энергообъект Политика, 19 апр, 23:46
Г. Нахапетян: создание устойчивого бизнеса
Смотрите этот и еще 40+ курсов в опции Уроки Легенд
Подробнее
В Курской области сработала система ПВО Политика, 19 апр, 23:40
В Липецкой области объявили об угрозе атаки дронов Политика, 19 апр, 23:21
В Сумах прогремели взрывы Политика, 19 апр, 23:12
Над Белгородской областью сбили три дрона Политика, 19 апр, 22:58
Посольство России заявило об эрозии послевоенного примирения в Германии Политика, 19 апр, 22:55
Представитель Успенской опроверг информацию о плохом самочувствии Общество, 19 апр, 22:48
Корреспондент «Известий» погиб в зоне военной операции Политика, 19 апр, 22:39