Перейти к основному контенту
Экономика ,  
0 

"Транснефть" выведет ВСТО на полную загрузку лишь к 2025г.

АК "Транснефть" по заданию главы компании Николая Токарева подготовила декларацию о намерениях по реализации второго этапа нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО-2), предполагающего увеличение мощности системы с 30 до 80 млн т нефти в год. В документе, который имеется в распоряжении РБК, названы сроки вывода нефтепровода на эту мощность.
"Транснефть" выведет ВСТО на полную загрузку лишь к 2025г.

Предполагается, что на полную загрузку система будет выводиться последовательно и достигнет 80 млн т только к 2025г. Таким образом, решается проблема недостаточно развитой сейчас сырьевой базы для заполнения ВСТО, чем ранее скептики аргументировали отказ от второй этапа. Компания заверяет, что намерена приступить к проектным работам по второму этапу ВСТО.

"Транснефть" разработала два маршрута продления нефтепровода ВСТО на втором этапе - от Сковородино до побережья Тихого океана в спецнефтепорт Козьмино.

Южный вариант (вариант N1), по оценкам компании, обойдется в 353,660 млрд руб., северный маршрут (вариант N2) будет стоить 354,318 млрд руб. Для сравнения: стоимость первого этапа нефтепровода ВСТО - от Тайшета до Сковородино - оценивается в 12,5 млрд долл. (или около 300 млрд руб. по курсу ЦБ на 3 марта).

Инвестиции во второй этап включают в себя капитальные вложения и затраты на приобретение технологической нефти для заполнения нефтепровода в объеме около 1,4 млн т. Капвложения в строительство ВСТО-II по первому маршруту оцениваются в 341,095 млрд руб., по второму - в 341,967 млрд руб. (в ценах II квартала 2008г. с учетом 18% НДС). Эксплуатационные затраты по первому варианту с учетом амортизации составят 24 млрд 975,028 млн руб. в год, по второму - 26 млрд 627,033 млн руб. В то же время южный вариант будет приносить меньше дохода в бюджет РФ - 891 млн руб. ежегодно против 962 млн руб. - от маршрута N2. В презентации подчеркивается, что стоимость по обоим маршрутам оценена исходя из производительности нефтепровода в 30 млн т нефти в год.

Как следует из презентации, оба маршрута пройдут по территориям Амурской, Еврейской автономной областей, Хабаровского края и Приморского края с выходом на спецнефтепорт Козьмино. Отличие вариантов в том, что первый маршрут пролегает в основном в зоне железной дороги (Транссиб) и рядом с существующей инфраструктурой. Второй, северный, маршрут более короткий и прямой, но и более сложный из-за горного рельефа и удаленности от инфраструктуры. Второй маршрут, кроме того, пересекает зону строительства Бурейской ГЭС. Срок строительства линейной части нефтепровода по первому варианту займет от 14,5 до 17,5 месяцев, по второму - от 14,5 до 20 месяцев. Протяженность южного нефтепровода составит 1963 км, северного - 1903 км. Емкость резервуарного парка - 480 тыс. куб. м при первом варианте, 700 тыс. куб. м - при втором.

Ранее глава АК "Транснефть" Николай Токарев сообщил, что компания рассмотрела два варианта продления ВСТО до побережья Тихого океана - южный и северный, но выбрала первый в связи с наименьшей сложностью рельефа. В презентации также отмечается, что южный вариант предпочтителен по нескольким причинам: меньшие инвестиции, эксплуатационные затраты и технические риски строительства (обход зон со сложным рельефом). Меньшие затраты для "Транснефти" (на 658 млн руб.) по южному варианту маршрута, в частности, достигаются за счет уменьшения числе НПС (на одну станцию), объема резервуарных емкостей (на 220 тыс. кв.м), сроков строительства, общей металлоемкости трассы (на 49 тыс. 405 т).

"Транснефть" предполагает, что ВСТО-2 будет реализовываться в несколько этапов. На первом мощность (по обоим маршрутам) нефтепровода составит 30 млн т нефти в год (как и нефтепровода до Сковородино). Эта мощность запланирована на трассе от НПС Сковородино до НПС N34 или N35 в районе Хабаровска. Далее при развитии проекта мощность системы будет расширена до 50 млн т нефти в год с учетом возможности подключения Хабаровского и Комсомольского НПЗ, куда предполагается отгружать до 11 млн т нефти в год. При этом вопрос подачи нефти на эти заводы будет рассматриваться на более поздних этапах проектирования.

По оценкам "Транснефти", вывод ВСТО на полные 80 млн т будет происходить последовательно: в период 2010-2012гг. - до 30 млн т, к 2016г. - до 50 млн т, к 2025г. - до 80 млн т нефти с последующим поддержанием на этом уровне. Причем выход ВСТО на полную мощность зависит от возможностей сырьевой базы, в качестве которой выступают месторождения Сибирской платформы (объединенный Красноярский край, Иркутская область, Республика Саха), а также территориально приближенные к системе месторождения Томской области и, при определенных условиях, юго-востока Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов.

По приведенным в презентации прогнозам со ссылкой на энергетическую стратегию РФ до 2020г., схема сбора нефти в ВСТО выглядит следующим образом: в районе Тайшета в систему будет попадать от 10 до 40 млн т нефти с юга Сибирской платформы, Юрубчено-Тохомского, Куюмбинского месторождений "Роснефти" и других компаний, от 6 до 24 млн т - из Западной Сибири. В районе Талакана в нефтепровод пойдет около 18 млн т нефти в год с Такаланского месторождения "Сургутнефтегаза", Верхнечонского месторождения ТНК-ВР и "Роснефти", Дулисьминского компании Urals Energy и Даниловского месторождения Иркутской нефтяной компании. В районе Сковородино до 30 млн т нефти будет подаваться на КНР (в случае строительства этой ветки), от 30 до 50 млн т пойдет на Козьмино с возможностью сброса до 11 млн т на НПЗ в Хабаровске и Комсомольске.

В презентации отмечается, что для полного развития проекта ВСТО-2 в спецморнефтепорту Козьмино потребуется дополнительно строительство еще одного причала для погрузки танкеров. На первом этапе предполагается одновременно наливать на двух причалах танкеры дедвейтом 80 тыс. т и до 150 тыс. т. В дальнейшем рассматривается возможность использования танкеров от 150 до 300 тыс. т.

В материалах компании приводятся оценки крупнейших мировых исследовательских центров и компаний, в частности U.S.Energy Information Administration (IEA), The Japan Institute Energy Economics (IEE), китайской CNPC, а также Сибирского отделения РАН, потребления нефти в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Согласно их прогнозам, потребление нефти и нефтепродуктов в странах АТР возрастет к 2010г. до 1,38-1,39 млрд т в год. Этот тренд сохранится в дальнейшем: к 2020г. потребление составит 1,67-1,68 млрд т, к 2030г. - увеличится до 1,99-2 млрд т. Крупнейшими потребителями к 2030г. будут Китай, Япония и Южная Корея.

Ранее точные сроки вывода системы ВСТО на полную мощность не назывались. Сообщалось лишь, что вторую очередь построят к 2015г., расширив систему на втором этапе в перспективе до 80 млн т, из которых часть будет поставляться по ответвлению от Сковородино на Китай. Решение о начале проектирования второй очереди ВСТО правительство РФ пока не приняло. С весны 2007г. в профильных ведомствах и "Транснефти" шли споры о целесообразности ВСТО-2 и обеспечении ресурсной базы. Так, в марте 2007г. в ходе правительственной проверки проекта было отмечена недостаточно интенсивная геологоразведка в Восточной Сибири. По приведенным тогда данным Минпромэнерго, объем добываемой в Восточной Сибири нефти к 2015г. составит порядка 40 млн т в год. Учитывая, что мощность ВСТО к 2015г. составит 80 млн т, к указанному сроку нефти для его заполнения, согласно прогнозам, будет недостаточно. Было дано соответствующее поручение МПР РФ, представить в правительство расчеты, касающиеся наполнения трубопровода ВСТО, в частности по геологоразведке.

В апреле 2007г. директор департамента государственной политики в области геологии и недропользования Министерства природных ресурсов РФ Сергей Федоров заявлял, что строительство второй очереди ВСТО может быть отложено на 3-5 лет из-за недостаточного финансирования геологоразведочной деятельности на территории Восточной Сибири. Правда, позднее на тот момент глава "Транснефти" Семен Вайншток критиковал подобные высказывания и говорил, что компания имеет 100-процентную гарантию заполнения первой очереди нефтепровода ВСТО мощностью 30 млн т, что позволяет "прорабатывать дальнейшее развитие восточного направления".

Недавно новый глава "Транснефти" Николай Токарев объявил о готовности приступить к проектированию ВСТО-2 уже в марте текущего года, несмотря на то, что компании необходимо справиться с отставанием от графика первой очереди проекта, срок сдачи которой может быть перенесен почти на год - на конец 2009г. Судя по оптимизму Н.Токарева, вероятно, уже в 2008г. правительство примет решение о начале строительства второй очереди ВСТО.

Строительство нефтепровода ВСТО общей мощностью до 80 млн т нефти в год проходит в два этапа, проект реализует "Транснефть". На первом этапе должны быть построены нефтепровод Тайшет (Иркутская область) - Сковородино (Амурская область) общей мощностью 30 млн т нефти в год, и нефтеналивной терминал на Тихом океане в бухте Козьмино, куда сырье должно поставляться железнодорожным транспортом. Предусматривается также прокладка ответвления на Китай. К строительству нефтепровода приступили в апреле 2006г. По проекту, первый этап должны были сдать в конце 2008г. Однако в настоящее время "Транснефть" предложила перенести сроки ввода первой очереди ВСТО на год - до конца 2009г. "Транснефть" уже заявляла, что построенная часть трубы от Тайшета до Талакана не будет бездействовать до запуска ВСТО-1, а начнет работу в реверсном режиме - в западном направлении.

Кредит наличными от 

БАНК ВТБ (ПАО). ГЕНЕРАЛЬНАЯ ЛИЦЕНЗИЯ БАНКА РОССИИ № 1000. РЕКЛАМА. 0+

Ставки по кредиту ниже

от 30 тыс. до 40 млн ₽

Оставьте заявку онлайн

Оформить прямо сейчас

Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 25 апреля
EUR ЦБ: 98,91 (-0,65)
Инвестиции, 17:11
Курс доллара на 25 апреля
USD ЦБ: 92,51 (-0,79)
Инвестиции, 17:11
Бывшего зампреда правительства Подмосковья задержали за взятку Политика, 21:54
Лукашенко призвал европейцев «начать рожать детей» Политика, 21:45
Силовики начали проверку учредителей двух стройкомпаний по делу Иванова Общество, 21:34
Франция предложила ЕС санкции для борьбы с «российской дезинформацией» Политика, 21:31
Голкипер «Металлурга» стал самым молодым MVP плей-офф в истории КХЛ Спорт, 21:30
Старовойт сообщил об обстреле четырех населенных пунктов Курской области Политика, 21:23
«Металлург» третий раз в истории завоевал Кубок Гагарина Спорт, 21:16
Тайм-менеджмент: как больше успевать
За 5 дней вы пересмотрите свой подход к планированию и научитесь разным инструментам тайм-менеджмента
Подробнее
В Думе предложили разрешить многодетным мобилизованным досрочно уволиться Политика, 21:10
Дело Тимура Иванова: как и за что задержали замминистра обороны Общество, 20:55
Военная операция на Украине. Онлайн Политика, 20:53
Клуб РПЛ решил не увольнять Юрана после пяти поражений подряд Спорт, 20:53
«Нет самого интересного». Что изменит закон о криптовалюте для ВЭД Крипто, 20:49
Курс биткоина снизился до $64 тыс. Крипто, 20:43
В США запустили в продажу мечущего пламя робопса Технологии и медиа, 20:34