Перейти к основному контенту
Экономика ,  
0 

"Ростехнологиям" не дали создать конкурента "Аэрофлоту"

Планы государственной корпорации "Ростехнологии" по созданию крупного авиаперевозчика, который должен был стать основным конкурентом "Аэрофлоту", остались в прошлом. Сегодня стало известно, что премьер-министр РФ Владимир Путин поддержал предложение Министерства транспорта России об акционировании ГТК "Россия" (входит в госкорпорацию "Ростехнологии") с последующим ее объединением с ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии". Таким образом глава правительства поставил точку в споре двух концепций реформирования авиационных активов, переданных в управление "Ростехнологиям". Концепция Минтранса выиграла у концепции главы госкорпорации Сергея Чемезова, который лоббировал идею об объединении с авиакомпанией "Сибирь" (S7).
"Ростехнологиям" не дали создать конкурента "Аэрофлоту"

Эксперты по-разному оценивают причины неудачи создания "Росавиа". Так, аналитик ИФК "Метрополь" Андрей Рожков отмечает, что правительство РФ пошло по пути наименьшего финансового участия в спасении авиаактивов "Ростехнологий". "В случае объединения с "Аэрофлотом" профессиональные менеджеры этой компании за деньги самой компании будут спасать и реструктуризировать активы, в то время как объединение этих активов с "Сибирью", скорее всего, потребовало бы субсидий со стороны государства на реструктуризацию и обновление авиапарка компаний", - говорит аналитик. "В сложившейся ситуации это наиболее эффективное объединение с точки зрения требуемых затрат федерального бюджета. Да, "Ростехнологии", скорее всего, не получат высокой стоимостной оценки за свои авиаактивы, но причина этого кроется в не вполне профессиональном управлении собственностью, а не в занижении стоимости активов", - считает А.Рожков.

В свою очередь аналитик ИК "Велес Капитал" Марина Иркли считает, что неудача в создании крупного перевозчика "Ростехнологиями" связана с тем, что все объединяемые "Росавиа" активы достаточно финансово неустойчивые, у всех высокая долговая нагрузка. "Объединить такие активы под одним крылом, чтобы они еще и эффективно работали, достаточно сложно, и в короткие сроки фактически невыполнимо. Понадобится много средств на их финансовое оздоровление", - считает она.

Также М.Иркли полагает, что передача "Аэрофлоту" авиаактивов "Росавиа" приведет к существенному увеличению его пассажиропотока и к значительному отрыву от ближайших конкурентов. По ее словам, "Аэрофлот" смог бы укрепить свои лидерские позиции на рынке. "Например, перевозки пассажиров ближайшего конкурента "Аэрофлота" - "Трансаэро" - за 11 месяцев 2009г. составили 4,65 млн человек. С учетом данных "Росавиа" за аналогичный период "Аэрофлот" перевез бы более 16 млн человек", - говорит эксперт. Вместе с тем М.Иркли отмечает, что авиапарк "Аэрофлота" - один из самых новых, что дает ему большую топливную эффективность по сравнению с конкурентами. "Росавиа", в свою очередь, этим похвастаться не может. В перспективе это может негативно отразиться на рентабельности "Аэрофлота" в силу потенциального роста затрат на авиатопливо, отмечает эксперт.

Аналитик Банка Москвы Михаил Лямин вообще затрудняется дать оценку планируемого в будущем объединения "Аэрофлота" и активов "Ростехнологий". "Оценить влияние новости на оценку "Аэрофлота" пока довольно трудно, что связано с отсутствием данных по присоединяемым активам, а также оценок возможного синергетического эффекта и параметров объединения", - говорит М.Лямин.

Но вместе с тем он отметил, что ключевыми активами, передаваемыми "Аэрофлоту", являются ГТК "Россия" и "Владивостокавиа" - основные игроки крупнейших российских хабов. "Данные активы позволят "Аэрофлоту" укрепиться в перспективных регионах (Санкт-Петербург и Приморский край), провести оптимизацию сети и повысить конкурентоспособность на азиатском рынке", - подчеркивает М.Лямин.

В свою очередь официальный представитель "Аэрофлота" Олег Михайлов сообщил РБК, что решение правительства "направлено на поддержку российской авиаотрасли и прежде всего - на ее консолидацию". В "Аэрофлоте" полагают, что увеличение доли рынка, в частности "Аэрофлотом", не должно восприниматься в качестве угрозы монополизации рынка, говорит О.Михайлов.

"По нашим оценкам, в результате передачи этих активов группа "Аэрофлот" будет занимать порядка 30-35% внутреннего рынка авиаперевозок. Для примера: в европейских странах с развитым антимонопольным законодательством действуют авиакомпании с высокой (до 70%) долей рынка магистральных авиаперевозок", - подчеркнул О.Михайлов. Он добавил: "В самое ближайшее время нами будут тщательно изучены рыночные позиции и финансовое состояние авиакомпаний, которые нам передаются в управление". По итогам данного исследования будет составлен план вхождения этих активов в консолидированную группу "Аэрофлот", добавил представитель "Аэрофлота".

В настоящее время в управлении ГК "Ростехнологии" находятся три федеральных государственных унитарных предприятия, которые сейчас проходят процедуру акционирования, - это ГТК "Россия", "Кавминводы" и "Оренбургские авиалинии". Кроме того, в число авиаактивов госкорпорации входят три акционерных общества - "Владивостокавиа", "Саратовские авиалинии" и "Сахалинские авиатрассы".

Согласно планам Минтранса РФ, озвученным И.Левитиным на встрече с премьер-министром, в течение 2010г. будет проведено акционирование трех ФГУПов. При этом самый крупный из них перевозчик - ГТК "Россия" - будет акционирован и зарегистрирован в Санкт-Петербурге. "После акционирования остальных ФГУПов весь этот актив предлагается сформировать под совместным управлением и в дальнейшем осуществить слияние с компанией "Аэрофлот", - указал И.Левитин.

Оценки Минтранса по доле объединенной компании на российском рынке совпадают с прогнозами самого "Аэрофлота" - примерно 30-35%.

В ГК "Ростехнологии" предложения Минтранса о планируемом объединении ее авиационных активов с "Аэрофлотом" не комментируют.

К настоящему времени известно, что немногочисленных сотрудников ОАО "Авиакомпания" (юридическое лицо авиакомпании "Росавиа") известили об упразднении компании. В частности, гендиректору "Росавиа" Борису Королю было предложено место советника главы "Ростехнологий" или переезд в Санкт-Петербург. Само управление остатками подконтрольных госкорпорации авиаактивов пока будет поручено гендиректору ГТК "Россия" Роману Пахомову. Московский перевозчик "Атлант-Союз", в партнерстве с которым изначально планировалось создание конкурента "Аэрофлоту", будет развиваться самостоятельно.

Тогда предполагалось, что "Ростехнологии" внесут в уставный капитал ОАО "Авиакомпания" (создано на паритетных началах с правительством Москвы) 100% акций "Сахалинских авиатрасс", а также контрольные пакеты "Владивосток авиа" и "Саратовских авиалиний". В свою очередь правительство Москвы обещало передать контрольный пакет "Атлант-Союза" и девять самолетов Boeing 737-800. Позже в "Росавиа" должны были войти ГТК "Россия", "Оренбургские авиалинии" и "Кавминводыавиа". Впоследствии эти планы несколько пересматривались, но в итоге стороны так и не смогли договориться об условиях функционирования нового авиаперевозчика. Теперь же проблема государственных авиаактивов будет решена другим способом - передаче крупнейшему национальному перевозчику "Аэрофлоту".

Между тем не понятна судьба торжественно объявленного "Ростехнологиями" на МАКСе тендера на поставку 50 новых среднемагистральных самолетов. Сейчас у госкорпорации нет денег даже на выплату первоначального взноса при подписании твердого контракта, а ее менеджмент надеется только на бюджетное финансирование. На этот год правительство РФ не выделило на покупку самолетов госгарантии, без которых экспортно-импортные банки не будут финансировать поставку лайнеров.

Дмитрий Миненко

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Авиация"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 19 апреля
EUR ЦБ: 100,53 (+0,25)
Инвестиции, 18 апр, 16:37
Курс доллара на 19 апреля
USD ЦБ: 94,09 (-0,23)
Инвестиции, 18 апр, 16:37
Бывший футболист «Зенита» рассказал о рекордных премиальных в карьере Спорт, 15:21
В Москве закрыли все парки из-за предупреждения о штормовом ветре Общество, 15:01
Лавров назвал Швейцарию неподходящим местом для диалога по Украине Политика, 14:59
Выдачи микрозаймов слишком закредитованным россиянам резко упали Финансы, 14:58
Трейдеры криптовалют потеряли $270 млн на ликвидациях перед халвингом Крипто, 14:58
Подозреваемого в убийстве из-за парковки задержали в Ростовской области Общество, 14:57
Reuters узнал, что ЕЦБ потребует от UniCredit сократить бизнес в России Финансы, 14:55
Г. Нахапетян: создание устойчивого бизнеса
Смотрите этот и еще 40+ курсов в опции Уроки Легенд
Подробнее
Спрос иностранцев на обмен активами превысил предложение россиян Инвестиции, 14:52
HITC узнал об интересе «Ман Сити» и «Челси» к рекордсмену сборной России Спорт, 14:45
На трассе между Москвой и Петербургом снизили скорость из-за снегопада Общество, 14:44
«Роскосмос» показал фотографию обрушившегося на центр России шторма Общество, 14:43
Командир катапультировал штурманов и помощника с падающего ТУ-22М3 Общество, 14:41
Тейлор Свифт выпустила новый музыкальный альбом Life, 14:37
Двух старшеклассников задержали за попытку поджечь Ми-8 на аэродроме Политика, 14:35