Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
На космодроме Восточный начался монтаж стартового стола для «Ангары» Технологии и медиа, 06:19 Диалог цивилизаций: 7 советов, как вести переговоры с китайцами РБК и Открытие, 06:06 Более 50 человек пострадали в ходе протестов в Бейруте Политика, 05:55 Десятки тысяч сторонников «сардин» вышли с протестом в Риме Политика, 05:30 Боливия выдаст ордер на арест экс-президента Эво Моралеса Политика, 05:29 ВС Литвы показали видео танковых стрельб США на границе с Белоруссией Политика, 04:54 Главное — тексты: из какой литературы вырос русский рэп РБК и Билайн, 04:40 В России выявили новый канал утечек персональных данных Технологии и медиа, 04:37 Власти Венесуэлы обвинили лидеров оппозиции в подготовке терактов Политика, 04:10 В США допустили возможность преодоления гиперзвуковой ракетой ПВО России Политика, 03:47 Когда соседи шумят: что раздражает больше всего РБК и ROCKWOOL, 03:20 NBC узнал о планах США вывести треть своих войск из Афганистана Политика, 03:08 В США ранили человека в результате стрельбы в торговом центре Общество, 03:03 Умер белорусский хоккеист Владимир Цыплаков Спорт, 02:36
Экономика ,  
0 
"Ростехнологиям" не дали создать конкурента "Аэрофлоту"
Планы государственной корпорации "Ростехнологии" по созданию крупного авиаперевозчика, который должен был стать основным конкурентом "Аэрофлоту", остались в прошлом. Сегодня стало известно, что премьер-министр РФ Владимир Путин поддержал предложение Министерства транспорта России об акционировании ГТК "Россия" (входит в госкорпорацию "Ростехнологии") с последующим ее объединением с ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии". Таким образом глава правительства поставил точку в споре двух концепций реформирования авиационных активов, переданных в управление "Ростехнологиям". Концепция Минтранса выиграла у концепции главы госкорпорации Сергея Чемезова, который лоббировал идею об объединении с авиакомпанией "Сибирь" (S7).

Эксперты по-разному оценивают причины неудачи создания "Росавиа". Так, аналитик ИФК "Метрополь" Андрей Рожков отмечает, что правительство РФ пошло по пути наименьшего финансового участия в спасении авиаактивов "Ростехнологий". "В случае объединения с "Аэрофлотом" профессиональные менеджеры этой компании за деньги самой компании будут спасать и реструктуризировать активы, в то время как объединение этих активов с "Сибирью", скорее всего, потребовало бы субсидий со стороны государства на реструктуризацию и обновление авиапарка компаний", - говорит аналитик. "В сложившейся ситуации это наиболее эффективное объединение с точки зрения требуемых затрат федерального бюджета. Да, "Ростехнологии", скорее всего, не получат высокой стоимостной оценки за свои авиаактивы, но причина этого кроется в не вполне профессиональном управлении собственностью, а не в занижении стоимости активов", - считает А.Рожков.

В свою очередь аналитик ИК "Велес Капитал" Марина Иркли считает, что неудача в создании крупного перевозчика "Ростехнологиями" связана с тем, что все объединяемые "Росавиа" активы достаточно финансово неустойчивые, у всех высокая долговая нагрузка. "Объединить такие активы под одним крылом, чтобы они еще и эффективно работали, достаточно сложно, и в короткие сроки фактически невыполнимо. Понадобится много средств на их финансовое оздоровление", - считает она.

Также М.Иркли полагает, что передача "Аэрофлоту" авиаактивов "Росавиа" приведет к существенному увеличению его пассажиропотока и к значительному отрыву от ближайших конкурентов. По ее словам, "Аэрофлот" смог бы укрепить свои лидерские позиции на рынке. "Например, перевозки пассажиров ближайшего конкурента "Аэрофлота" - "Трансаэро" - за 11 месяцев 2009г. составили 4,65 млн человек. С учетом данных "Росавиа" за аналогичный период "Аэрофлот" перевез бы более 16 млн человек", - говорит эксперт. Вместе с тем М.Иркли отмечает, что авиапарк "Аэрофлота" - один из самых новых, что дает ему большую топливную эффективность по сравнению с конкурентами. "Росавиа", в свою очередь, этим похвастаться не может. В перспективе это может негативно отразиться на рентабельности "Аэрофлота" в силу потенциального роста затрат на авиатопливо, отмечает эксперт.

Аналитик Банка Москвы Михаил Лямин вообще затрудняется дать оценку планируемого в будущем объединения "Аэрофлота" и активов "Ростехнологий". "Оценить влияние новости на оценку "Аэрофлота" пока довольно трудно, что связано с отсутствием данных по присоединяемым активам, а также оценок возможного синергетического эффекта и параметров объединения", - говорит М.Лямин.

Но вместе с тем он отметил, что ключевыми активами, передаваемыми "Аэрофлоту", являются ГТК "Россия" и "Владивостокавиа" - основные игроки крупнейших российских хабов. "Данные активы позволят "Аэрофлоту" укрепиться в перспективных регионах (Санкт-Петербург и Приморский край), провести оптимизацию сети и повысить конкурентоспособность на азиатском рынке", - подчеркивает М.Лямин.

В свою очередь официальный представитель "Аэрофлота" Олег Михайлов сообщил РБК, что решение правительства "направлено на поддержку российской авиаотрасли и прежде всего - на ее консолидацию". В "Аэрофлоте" полагают, что увеличение доли рынка, в частности "Аэрофлотом", не должно восприниматься в качестве угрозы монополизации рынка, говорит О.Михайлов.

"По нашим оценкам, в результате передачи этих активов группа "Аэрофлот" будет занимать порядка 30-35% внутреннего рынка авиаперевозок. Для примера: в европейских странах с развитым антимонопольным законодательством действуют авиакомпании с высокой (до 70%) долей рынка магистральных авиаперевозок", - подчеркнул О.Михайлов. Он добавил: "В самое ближайшее время нами будут тщательно изучены рыночные позиции и финансовое состояние авиакомпаний, которые нам передаются в управление". По итогам данного исследования будет составлен план вхождения этих активов в консолидированную группу "Аэрофлот", добавил представитель "Аэрофлота".

В настоящее время в управлении ГК "Ростехнологии" находятся три федеральных государственных унитарных предприятия, которые сейчас проходят процедуру акционирования, - это ГТК "Россия", "Кавминводы" и "Оренбургские авиалинии". Кроме того, в число авиаактивов госкорпорации входят три акционерных общества - "Владивостокавиа", "Саратовские авиалинии" и "Сахалинские авиатрассы".

Согласно планам Минтранса РФ, озвученным И.Левитиным на встрече с премьер-министром, в течение 2010г. будет проведено акционирование трех ФГУПов. При этом самый крупный из них перевозчик - ГТК "Россия" - будет акционирован и зарегистрирован в Санкт-Петербурге. "После акционирования остальных ФГУПов весь этот актив предлагается сформировать под совместным управлением и в дальнейшем осуществить слияние с компанией "Аэрофлот", - указал И.Левитин.

Оценки Минтранса по доле объединенной компании на российском рынке совпадают с прогнозами самого "Аэрофлота" - примерно 30-35%.

В ГК "Ростехнологии" предложения Минтранса о планируемом объединении ее авиационных активов с "Аэрофлотом" не комментируют.

К настоящему времени известно, что немногочисленных сотрудников ОАО "Авиакомпания" (юридическое лицо авиакомпании "Росавиа") известили об упразднении компании. В частности, гендиректору "Росавиа" Борису Королю было предложено место советника главы "Ростехнологий" или переезд в Санкт-Петербург. Само управление остатками подконтрольных госкорпорации авиаактивов пока будет поручено гендиректору ГТК "Россия" Роману Пахомову. Московский перевозчик "Атлант-Союз", в партнерстве с которым изначально планировалось создание конкурента "Аэрофлоту", будет развиваться самостоятельно.

Тогда предполагалось, что "Ростехнологии" внесут в уставный капитал ОАО "Авиакомпания" (создано на паритетных началах с правительством Москвы) 100% акций "Сахалинских авиатрасс", а также контрольные пакеты "Владивосток авиа" и "Саратовских авиалиний". В свою очередь правительство Москвы обещало передать контрольный пакет "Атлант-Союза" и девять самолетов Boeing 737-800. Позже в "Росавиа" должны были войти ГТК "Россия", "Оренбургские авиалинии" и "Кавминводыавиа". Впоследствии эти планы несколько пересматривались, но в итоге стороны так и не смогли договориться об условиях функционирования нового авиаперевозчика. Теперь же проблема государственных авиаактивов будет решена другим способом - передаче крупнейшему национальному перевозчику "Аэрофлоту".

Между тем не понятна судьба торжественно объявленного "Ростехнологиями" на МАКСе тендера на поставку 50 новых среднемагистральных самолетов. Сейчас у госкорпорации нет денег даже на выплату первоначального взноса при подписании твердого контракта, а ее менеджмент надеется только на бюджетное финансирование. На этот год правительство РФ не выделило на покупку самолетов госгарантии, без которых экспортно-импортные банки не будут финансировать поставку лайнеров.

Дмитрий Миненко

Магазин исследований: аналитика по теме "Авиация"