"Ростехнологиям" не дали создать конкурента "Аэрофлоту"
Эксперты по-разному оценивают причины неудачи создания "Росавиа". Так, аналитик ИФК "Метрополь" Андрей Рожков отмечает, что правительство РФ пошло по пути наименьшего финансового участия в спасении авиаактивов "Ростехнологий". "В случае объединения с "Аэрофлотом" профессиональные менеджеры этой компании за деньги самой компании будут спасать и реструктуризировать активы, в то время как объединение этих активов с "Сибирью", скорее всего, потребовало бы субсидий со стороны государства на реструктуризацию и обновление авиапарка компаний", - говорит аналитик. "В сложившейся ситуации это наиболее эффективное объединение с точки зрения требуемых затрат федерального бюджета. Да, "Ростехнологии", скорее всего, не получат высокой стоимостной оценки за свои авиаактивы, но причина этого кроется в не вполне профессиональном управлении собственностью, а не в занижении стоимости активов", - считает А.Рожков.
В свою очередь аналитик ИК "Велес Капитал" Марина Иркли считает, что неудача в создании крупного перевозчика "Ростехнологиями" связана с тем, что все объединяемые "Росавиа" активы достаточно финансово неустойчивые, у всех высокая долговая нагрузка. "Объединить такие активы под одним крылом, чтобы они еще и эффективно работали, достаточно сложно, и в короткие сроки фактически невыполнимо. Понадобится много средств на их финансовое оздоровление", - считает она.
Также М.Иркли полагает, что передача "Аэрофлоту" авиаактивов "Росавиа" приведет к существенному увеличению его пассажиропотока и к значительному отрыву от ближайших конкурентов. По ее словам, "Аэрофлот" смог бы укрепить свои лидерские позиции на рынке. "Например, перевозки пассажиров ближайшего конкурента "Аэрофлота" - "Трансаэро" - за 11 месяцев 2009г. составили 4,65 млн человек. С учетом данных "Росавиа" за аналогичный период "Аэрофлот" перевез бы более 16 млн человек", - говорит эксперт. Вместе с тем М.Иркли отмечает, что авиапарк "Аэрофлота" - один из самых новых, что дает ему большую топливную эффективность по сравнению с конкурентами. "Росавиа", в свою очередь, этим похвастаться не может. В перспективе это может негативно отразиться на рентабельности "Аэрофлота" в силу потенциального роста затрат на авиатопливо, отмечает эксперт.
Аналитик Банка Москвы Михаил Лямин вообще затрудняется дать оценку планируемого в будущем объединения "Аэрофлота" и активов "Ростехнологий". "Оценить влияние новости на оценку "Аэрофлота" пока довольно трудно, что связано с отсутствием данных по присоединяемым активам, а также оценок возможного синергетического эффекта и параметров объединения", - говорит М.Лямин.
Но вместе с тем он отметил, что ключевыми активами, передаваемыми "Аэрофлоту", являются ГТК "Россия" и "Владивостокавиа" - основные игроки крупнейших российских хабов. "Данные активы позволят "Аэрофлоту" укрепиться в перспективных регионах (Санкт-Петербург и Приморский край), провести оптимизацию сети и повысить конкурентоспособность на азиатском рынке", - подчеркивает М.Лямин.
В свою очередь официальный представитель "Аэрофлота" Олег Михайлов сообщил РБК, что решение правительства "направлено на поддержку российской авиаотрасли и прежде всего - на ее консолидацию". В "Аэрофлоте" полагают, что увеличение доли рынка, в частности "Аэрофлотом", не должно восприниматься в качестве угрозы монополизации рынка, говорит О.Михайлов.
"По нашим оценкам, в результате передачи этих активов группа "Аэрофлот" будет занимать порядка 30-35% внутреннего рынка авиаперевозок. Для примера: в европейских странах с развитым антимонопольным законодательством действуют авиакомпании с высокой (до 70%) долей рынка магистральных авиаперевозок", - подчеркнул О.Михайлов. Он добавил: "В самое ближайшее время нами будут тщательно изучены рыночные позиции и финансовое состояние авиакомпаний, которые нам передаются в управление". По итогам данного исследования будет составлен план вхождения этих активов в консолидированную группу "Аэрофлот", добавил представитель "Аэрофлота".
В настоящее время в управлении ГК "Ростехнологии" находятся три федеральных государственных унитарных предприятия, которые сейчас проходят процедуру акционирования, - это ГТК "Россия", "Кавминводы" и "Оренбургские авиалинии". Кроме того, в число авиаактивов госкорпорации входят три акционерных общества - "Владивостокавиа", "Саратовские авиалинии" и "Сахалинские авиатрассы".
Согласно планам Минтранса РФ, озвученным И.Левитиным на встрече с премьер-министром, в течение 2010г. будет проведено акционирование трех ФГУПов. При этом самый крупный из них перевозчик - ГТК "Россия" - будет акционирован и зарегистрирован в Санкт-Петербурге. "После акционирования остальных ФГУПов весь этот актив предлагается сформировать под совместным управлением и в дальнейшем осуществить слияние с компанией "Аэрофлот", - указал И.Левитин.
Оценки Минтранса по доле объединенной компании на российском рынке совпадают с прогнозами самого "Аэрофлота" - примерно 30-35%.
В ГК "Ростехнологии" предложения Минтранса о планируемом объединении ее авиационных активов с "Аэрофлотом" не комментируют.
К настоящему времени известно, что немногочисленных сотрудников ОАО "Авиакомпания" (юридическое лицо авиакомпании "Росавиа") известили об упразднении компании. В частности, гендиректору "Росавиа" Борису Королю было предложено место советника главы "Ростехнологий" или переезд в Санкт-Петербург. Само управление остатками подконтрольных госкорпорации авиаактивов пока будет поручено гендиректору ГТК "Россия" Роману Пахомову. Московский перевозчик "Атлант-Союз", в партнерстве с которым изначально планировалось создание конкурента "Аэрофлоту", будет развиваться самостоятельно.
Тогда предполагалось, что "Ростехнологии" внесут в уставный капитал ОАО "Авиакомпания" (создано на паритетных началах с правительством Москвы) 100% акций "Сахалинских авиатрасс", а также контрольные пакеты "Владивосток авиа" и "Саратовских авиалиний". В свою очередь правительство Москвы обещало передать контрольный пакет "Атлант-Союза" и девять самолетов Boeing 737-800. Позже в "Росавиа" должны были войти ГТК "Россия", "Оренбургские авиалинии" и "Кавминводыавиа". Впоследствии эти планы несколько пересматривались, но в итоге стороны так и не смогли договориться об условиях функционирования нового авиаперевозчика. Теперь же проблема государственных авиаактивов будет решена другим способом - передаче крупнейшему национальному перевозчику "Аэрофлоту".
Между тем не понятна судьба торжественно объявленного "Ростехнологиями" на МАКСе тендера на поставку 50 новых среднемагистральных самолетов. Сейчас у госкорпорации нет денег даже на выплату первоначального взноса при подписании твердого контракта, а ее менеджмент надеется только на бюджетное финансирование. На этот год правительство РФ не выделило на покупку самолетов госгарантии, без которых экспортно-импортные банки не будут финансировать поставку лайнеров.
Дмитрий Миненко