Наша цифровая революция
О смысле и отличиях Digital City Forum РБК
Есть две цифровизации экономики – та, о которой говорится на многочисленных официальных съездах, и та, которую переживают российские компании. Как всегда, формальная и неформальная реальности – принципиально разные. Первая состоит из лозунгов, концепций и прогнозируемых в далеком будущем достижений, вторая – из существующего в настоящем дефицита законов, денег, компетенций и знаний, необходимых для успешного цифрового перехода. С этими дефицитами, в той или иной степени, сталкивается любая компания-участница цифровой революции. Как говорили участники II Digital City Forum РБК, чтобы получить эффекты от новейших технологий, надо не просто внедрить то или иное решение, то есть слегка обновить инструментарий, а «создать себя заново» - придумать и реализовать совсем иную модель производства товаров и услуг и доставки их на иные рынки.

Как пример, применение роботов позволяет кратно повысить эффективность производства. Но эта эффективность оказывается избыточной для традиционной компании – она не может продать столь много столь хорошей продукции на своем прежнем рынке. Оценивая возможности роботизации, компании приходят к выводу, что им нужно выходить на более масштабные рынки с качественно другим предложением. Но можно ошибиться и в выборе рынка, и в выборе типа продукта, и в выборе робота.

Иными словами, все, кто входит в эту реку, отправляется в рискованное плавание к terra incognita. Собственникам и топ-менеджерам, помимо классических управленческих развилок, связанных с изменением моделей работы, нужно проходить развилки технологические – решать, какие из технологических альтернатив сработают, а какие окажутся тупиковыми ветвями эволюции. Есть большой соблазн выбрать стратегию последователей, а не пионеров – предоставить другим тестировать новинки, тратить деньги зря и получать убытки, а самим внедрять только решения, железно доказавшие свою эффективность. Проблема в том, что так можно в кратчайший срок потерять рынок - эффекты «цифры» бывают быстрыми, и компания-пионер, пока конкуренты взвешивают pro&contra, получает всё.

Необходимая скорость и глубина изменений – один из управленческих вопросов, которые волнуют практиков, наряду с вопросами о том, с каких шагов начать трансформацию, кого нанять и кого уволить, в какие технологии не стоит вкладывать деньги, и в какой валюте нужно деньги привлекать – реальной или в «крипте», насколько опасен переход процессов на «цифру» с точки зрения воровства корпоративных и клиентских данных, и так далее.

Вообще, если официальная цифровая реальность состоит из красивых утверждений и фантастических перспектив, то наша, реальная цифровизация в основном состоит из сложных вопросов. И ответы на них нужны не официальные и не книжно-футурологические, а практические – из уст тех, кто проходил или проходит похожие развилки, и ему есть что рассказать из собственного опыта.

Наш форум – про цифровизацию as usual, как она есть. Именно поэтому он позволяет не только услышать что-то действительно полезное и задать вопрос тому, кто поймет его смысл, но также найти единомышленников и будущих партнеров. А правильные «братья по оружию» – это главное в любой революции.

Елена Кром, шеф-редактор РБК Петербург