Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Микросон и усталость: искусственный интеллект не даст заснуть водителю Партнерский проект, 16:21
Богатейшие наследники российских бизнесменов: рейтинг Forbes. Фотогалерея Бизнес, 16:20 
Силуанов объяснил стремление России избежать дефолта Финансы, 16:19
Аналитики зафиксировали почти двукратное падение выручки девелоперов Недвижимость, 16:12
В Белоруссии создадут народное ополчение Политика, 16:11
Умер заслуженный тренер СССР по хоккею Юрий Морозов Спорт, 16:10
Как на островах Красного моря строят мега-отель размером с Армению Зеленая экономика, 16:10
Путин присвоил звание генерал-полковника полиции главе чеченского МВД Политика, 16:00
Шлепанцы, бургер, тушь: что мешает людям водить машину Партнерский проект, 15:55
Военная операция на Украине. Онлайн Политика, 15:52
«КамАЗ» объявил о возвращении к обычному режиму работы после трехдневки Авто, 15:45
Как бизнес экспериментирует с интернетом вещей: работающие проекты РБК и МегаФон, 15:44
Военная операция на Украине. Главное Политика, 15:43
Как стартапам строить экосистемы в эпоху платформ-гигантов Экономика инноваций, 15:40
Бизнес ,  
0 

Экс-банкир Лебедев попросил поддержать запуск речных трамваев в регионах

Александр Лебедев попросил Минпромторг поддержать запуск речных трамваев в 18 регионах
Бизнесмен Александр Лебедев предложил властям поддержать развитие водного транспорта в регионах. Он хочет поставить 80 речных трамваев и построить инфраструктуру на общую сумму ₽30 млрд, но проект нуждается в господдержке
Александр Лебедев
Александр Лебедев (Фото: Алена Кондюрина для РБК)

Владелец Национальной резервной корпорации (НРК) и бывший банкир Александр Лебедев обратился в Минпромторг с предложением ускорить развитие речного пассажирского сообщения в регионах. Для обновления парка водного транспорта нужно использовать механизмы государственно-частного партнерства (ГЧП) и концессионных соглашений, говорится в письме бизнесмена, которое он отправил главе министерства Денису Мантурову в феврале 2022 года, еще до начала военной спецоперации на Украине и ввода жестких западных санкций.

У РБК есть копия письма, его показал представитель НРК. Получение такого обращения подтвердили в пресс-службе Минпромторга. Сейчас Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) прорабатывает с регионами возможность использования ГЧП и концессий для реализации проектов верфи Emperium (Лебедев — один из ее инвесторов), отметили там. Это нужно для определения необходимого количества судов и требуемого объема финансирования. «После уточнения потребностей и возможностей регионов будет проработана возможная форма финансирования, в том числе и ГЧП», — сообщил представитель ведомства.

Целесообразность реализации таких проектов зависит прежде всего от работоспособности экономической модели, наличия спроса, а также готовности бизнеса участвовать в проектах, добавили в пресс-службе Минтранса, в ведение которого входит ГТЛК.

Почему бизнесмен обратился в Минпромторг

Лебедев — один из совладельцев и инвесторов верфи Emperium в Санкт-Петербурге, которая производит электрические речные трамваи. Их использование должно начаться в Москве летом 2022 года. Лебедев инвестировал в проект около 1 млрд руб., говорил ранее РБК источник в компании. По его словам, к январю 2022 года портфель заказов Emperium достиг почти 30 судов на общую сумму около 6 млрд руб.

НРК хочет поставлять электросуда еще в 18 регионов, говорит ее представитель. В этом случае ее портфель заказов увеличится на 30 млрд руб.

По оценке Лебедева, Россия нуждается в замене как минимум 18 тыс. дизельных судов возрастом 25–60 лет. Для того чтобы обновлять хотя бы 100 судов ежегодно, нужно более 45 млрд руб., но в стране пока нет механизмов финансирования для этого, следует из письма бизнесмена. Просто банковских кредитов и даже субсидий процентных ставок недостаточно (сейчас ключевая ставка ЦБ равна 20%) — весь проект Emperium может оказаться под угрозой, указывает он.

Pro
Фото: David McNew / Getty Images Набор разморожен. Как сейчас крупные компании нанимают ИТ-специалистов
Pro
Городские фермы и эффективность почвы: чем занимаются агростартапы из РФ
Pro
Фото: Matthew Stockman / Getty Images Дело в шляпах: как стратегия Диснея поможет вам сменить профессию
Pro
Фото: Dan Kitwood / Getty Images Хотите заключить сделку — правильно молчите. Неочевидный секрет продаж
Pro
Как участнику госзакупок отстоять свои права в период перемен: 5 советов
Pro
Фото: Christian Keenan / Getty Images Очищение кризисом: российские маркетплейсы покинут тысячи продавцов
Pro
Стоит ли перенимать странные ЗОЖ-привычки Кремниевой долины
Pro
Вы решили заменить SAP на отечественные решения. К чему готовиться

Верфь экс-банкира Лебедева поставит Москве электрические речные трамваи
Бизнес
Первый круглогодичный электрический речной городской трамвай для Москвы

Лебедев предложил Минпромторгу рассмотреть возможность применения механизмов ГЧП и концессий для модернизации речных пассажирских перевозок по аналогии с проектами Минтруда и Минспорта, например региональных проектов по созданию или реконструкции объектов социального обслуживания. «Сегодня имеется несколько государственных программ, софинансирующих социальные проекты, аналогичную программу необходимо предусмотреть для водного транспорта», — поясняет представитель НРК.

В законодательстве нет никаких ограничений в части заключения концессий на речном пассажирском транспорте, передал РБК через представителя гендиректор Национального центра ГЧП Павел Селезнев. Но для того чтобы такие проекты запускать массово в регионах, необходимо федеральное софинансирование, специально разработанная госпрограмма, которая бы предусматривала выделение федеральных средств, добавляет Селезнев.

Как НРК собирается реализовать проекты

Из 30 млрд руб., которые нужны для реализации проектов в регионах, 20 млрд руб. приходится непосредственно на закупку электросудов, около 10 млрд руб. — на создание сопутствующей инфраструктуры (прежде всего остановок и зарядных станций), говорит представитель НРК. «В структурировании проектов мы будем придерживаться стандартной для концессионных проектов схемы финансирования на базе своего акционерного участия и банковского долга», — обещает он, но не раскрывает, сколько компания намерена вложить собственных или кредитных средств.

Западные санкции, в том числе на поставку технического оборудования в Россию, введенные в ответ на продолжающуюся военную спецоперацию на Украине, не должны помешать производству судов на верфи Emperium, утверждает представитель НРК. По его словам, уровень локализации производства электросудов превышает 75%. Необходимые комплектующие, поставки которых в Россию сейчас невозможны, судостроители замещают комплектующими российского производства или закупают в тех странах, которые не присоединились к этим ограничениям, добавляет гендиректор «ИнфраВЭБ» Денис Ноздрачев.

В России реализованы проекты с использованием механизмов ГЧП и концессии на общественном транспорте, говорит руководитель InfraOne Research Александра Галактионова. Поставка электросудов и строительство инфраструктуры для их эксплуатации в регионах в рамках таких механизмов намного разумнее, чем использование инструментов лизинга из-за высоких ставок по кредитам, замечает гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров.

Но пассажирский речной транспорт является низкорентабельным или вообще убыточным, учитывая большие капвложения, значительные операционные затраты, сезонность и долгие сроки окупаемости, отмечает руководитель отдела аналитики медиагруппы PortNews Виталий Чернов. Поэтому, по его мнению, привлекательность концессионных соглашений в этом сегменте выглядит неоднозначной. Чернов считает, что для реализации такого проекта необходима господдержка и субсидии.

Глава ГТЛК заявил о необходимости закупить 5 тыс. вагонов электричек
Бизнес
Фото:Артем Житенев / ТАСС

В России уже работает программа льготного лизинга водного транспорта, напоминает представитель ГТЛК. В 2022 году в рамках этой программы компания законтрактовала семь электросудов производства Emperium. «Мы готовы помочь регионам в осуществлении их планов [по развитию речного транспорта] за счет применения доказавшего свою эффективность инструмента лизинга», — добавил он.

Нужны ли регионам новые речные трамваи

Всего в регионы планируется поставить около 80 речных электрических трамваев, говорит представитель НРК: «Мы пока не ставим задачу заменить весь дизельный флот в России». Наиболее перспективными регионами для поставки электросудов в компании считают Санкт-Петербург, Иркутскую, Самарскую, Саратовскую и Астраханскую области, Краснодарский и Красноярский края, Республику Крым и Бурятию. Ни в одном из этих регионов РБК не подтвердили интерес к проекту. Представители правительств Петербурга, Краснодарского края, Бурятии и Иркутской области сообщили, что им вообще неизвестно о предложениях НРК. В пресс-службах остальных регионов, за исключением Красноярского края, не ответили на запросы РБК.

Губернатор Красноярского края Александр Усс в 2021 году сообщал, что компания «ВодоходЪ» запустит одно новое электросудно на Енисее. Поставка первого речного электрического трамвая запланирована на июль 2022 года, говорит представитель регионального агентства по туризму. Конкретная потребность в увеличении парка судов станет понятна после запуска проекта, добавил он.

Счетная палата назвала основную причину низкой загрузки российских рек
Бизнес
Фото:Сергей Пивоваров / РИА Новости

Однако при ограничении международных поездок из-за закрытия неба Европы и других стран для российских авиакомпаний внутренний туризм, включая речной, будет развиваться повышенными темпами, считает Бурмистров.

Авторы
Теги