Перейти к основному контенту
Бизнес ,  
0 
Эксклюзив

Проект строительства моста через Лену подорожал вдвое

Но деньги на переправу пока не найдены
Стоимость строительства моста через Лену в Якутии может вырасти вдвое, до ₽176 млрд. Проект с такими параметрами на госэкспертизу направили региональные власти. Но федеральный центр настаивает на поиске более дешевых вариантов
Река Лена
Река Лена (Фото: Юрий Смитюк / ТАСС)

Стоимость строительства платного моста через Лену может вырасти до 175,8 млрд руб. Такая сумма указана в проекте, который правительство Якутии направило для рассмотрения в Главгосэкспертизу, сообщили РБК в пресс-службе Федерального дорожного агентства (Росавтодор).

Эта сумма не окончательная и может быть изменена по результатам проведения экспертизы, говорят в пресс-службе агентства. Главгосэкспертиза планирует подготовить заключение о достоверности определения сметной стоимости проекта до конца года, пояснил ее представитель.

В 2020 году стоимость проекта оценивалась в 83,4 млрд руб., но вице-премьер Марат Хуснуллин весной 2021 года поручил ее снизить. Прошлым летом глава Якутии Айсен Николаев на встрече с министром транспорта Виталием Савельевым говорил, что для строительства необходимо 68,5 млрд руб.

В пресс-службе Минтранса не ответили на вопросы РБК об увеличении стоимости строительства моста, пояснив, что подготовкой документации и расчетами занимается правительство Якутии. Пока документация не прошла госэкспертизу, говорить о стоимости проекта преждевременно, полагают в пресс-службе администрации Якутии. Аналогичной позиции придерживаются в госкомпании «Ростех» и группе ВИС Игоря Снегурова, которые в начале 2020 года заключили концессионное соглашение на строительство моста с правительством Якутии.

Группа ВИС стала первым претендентом на строительство моста через Лену
Бизнес
Река Лена. Вид на Якутский речной порт

«Конечно, с учетом текущих реалий стоимость строительных работ дорожает в сравнении с ценами 2020 года, когда начиналось обсуждение проекта. На сколько — будет ясно после прохождения государственной экспертизы», — пояснили в пресс-службе «Ростеха». РБК направил запрос представителю Хуснуллина.

Зачем нужен мост через Лену

Вопрос строительства моста через Лену в Якутии поднимается с 1985 года, напоминают в группе ВИС. «Якутск — единственный из 100 крупнейших городов России и административных центров субъектов России, не имеющий круглогодичного наземного транспортного сообщения с выходом на федеральную дорожную сеть», — поясняют в компании. В первую очередь мост серьезно поможет местным жителям — он соединит восточную и западную части Якутии, между которыми отсутствует круглогодичное сухопутное сообщение, добавляют в пресс-службе «Ростеха». Запуск моста может привести к ежегодному росту ВРП Якутии на 3%, говорят в ВИС.

Если смотреть шире, то мост свяжет Транссибирскую и Байкало-Амурскую магистрали с Северным морским путем, а в перспективе он станет частью международного транспортного коридора между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом, подчеркивают в «Ростехе».

Почти за 40 лет рассматривались различные варианты строительства моста через Лену — это и совмещенный автомобильный и железнодорожный мост, автомобильный мост с пролетами до 350 м и прочее. Была идея строительства тоннеля, но никаких серьезных разработок и расчетов не было представлено, говорят в ВИС. В итоге был выбран вариант автомобильного трехпилонного вантового моста с пролетами от 840 до 105 м. Высота крайних пилонов достигает 190 м, высота центрального пилона — 279 м. Мост запланирован как двухполосная дорога со скоростью движения до 120 км в час.

Почему проект подорожал

В новом проекте моста, отправленном на экспертизу, будут отражены «текущие ценовые индексы», которые выше заложенных в проект в 2020 году, пояснили в пресс-службе ВИС. В компании добавили, что изменения связаны с тем, что за последние несколько лет строительная отрасль столкнулась с резким ростом цен на все основные строительные материалы, а также с экономическими ограничениями, связанными с действиями недружественных стран.

Выпуск части стройматериалов оказался на 100% зависим от западных станков
Бизнес
Фото:Владимир Астапкович / РИА Новости

Кроме того, после проектно-изыскательских и научно-исследовательских работ возникла необходимость изменить технические решения проекта, говорят в Росавтодоре. Было решено, что въезд на мост на правом берегу Лены будет проходить не по насыпи, как это предлагалось ранее, а по эстакаде. «Это хорошо для экологии поймы», — поясняют в ВИС. Такое решение принято после того, как в прошлом году были проведены натурные испытания (то есть была смоделирована уменьшенная копия моста) на главной экспериментальной базе Государственного гидрологического института в Ленобласти.

Эстакада не будет препятствовать сливу воды из поймы и окажет минимальное влияние на состояние окружающей среды, отмечают в ВИС. Если же вместо эстакады полностью или частично засыпать пойму реки, то это может нарушить экосистему, привести к изменению русла реки, из-за чего могут быть затоплены населенные пункты. Новые технические решения обеспечивают беспрепятственное прохождение весеннего ледохода и исключают риски затопления населенных пунктов, подтверждают в пресс-службе администрации Якутии.

Где взять деньги на мост

Для строительства моста планируется привлечь деньги федерального и регионального бюджетов, а также частные инвестиции. В прошлом году межведомственная комиссия при Минтрансе и правительственная комиссия по региональному развитию одобрила выделение на проект 35 млрд руб. из федерального бюджета. В плане дорожного строительства на 2023–2027 годы, который правительство утвердило в июне 2022 года, включена не вся эта сумма, а только 16,9 млрд руб. Согласно этому плану за пять лет планируется выделить еще 9 млрд руб. из регионального бюджета и 9,2 млрд руб. из внебюджетных источников.

Правительство заложило дефицитный бюджет до 2025 года
Экономика
Михаил Мишустин

В пресс-службе Минтранса пояснили, что позиция по вопросу оказания федеральной поддержки строительству моста будет сформирована, после того как проект рассмотрят на заседании научно-технического совета Росавтодора. Это произойдет, после того как проект пройдет госэкспертизу. В середине сентября уже состоялось заседание совета, на котором рассматривались причины увеличения стоимости проекта и варианты ее оптимизации, сообщили в Росавтодоре. По результатам заседания правительству Якутии, генпроектировщику проекта «Институт Гипростроймост — Санкт-Петербург» и ВИС было рекомендовано продолжить проработку вариантов сокращения стоимости проекта, провести сопоставление цен со схожими объектами и представить результаты этого анализа «в кратчайшие сроки».

Все работы на этапе изысканий и проектирования финансируются концессионером, то есть консорциумом ВИС и «Ростеха», уточняют в ВИС. Ранее сообщалось, что компания профинансирует 20% от стоимости строительства. Концессионное соглашение предполагает, что инвесторы будут получать плату с проезда по мосту. Их финансовым партнером стал Сбербанк, который в 2020 году открыл концессионеру кредитную линию на десять лет с лимитом до 25 млрд руб. В пресс-службе банка не ответили на запрос РБК.

Когда мост может быть построен

В 2020 году, когда начинались работы по проекту, планировалось, что мост будет готов в 2025 году. Сейчас, по данным пресс-службы Росавтодора, работы будут завершены в 2027 году. Однако в ВИС, «Ростехе» и правительстве Якутии пояснили РБК, что сроки строительства пока не определены. Это будет зависеть в том числе от получения разрешительных документов, организации финансирования, включая федеральное софинансирование, и короткого строительного сезона в зоне вечной мерзлоты. Срок строительства будет определен по итогам прохождения госэкспертизы.

Подготовительные строительные работы уже начались, разрешение на них было получено в прошлом году. Уже завершена подготовка площадки для строительства на левом берегу Лены, до конца года планируется подготовить территорию и на правом берегу. Во время подготовки территории подрядчики переносят линии электропередачи, сети связи и газопроводы. Подготовительный этап обойдется в 518 млн руб., завершить его планируется до конца 2022 года.

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Транспорт"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 20 апреля
EUR ЦБ: 99,58 (-0,95)
Инвестиции, 19 апр, 16:51
Курс доллара на 20 апреля
USD ЦБ: 93,44 (-0,65)
Инвестиции, 19 апр, 16:51
В Смоленской области после падения дрона начался пожар на объекте ТЭК Политика, 03:49
Фонтаны Петергофа впервые за много лет работают в снегопад. Видео Общество, 03:45
Выпуск новых биткоинов в четвертый раз в истории сократился вдвое Крипто, 03:26
Киргизский Finca Bank ограничит переводы из Сбербанка и Тинькофф-банка Финансы, 03:21
Приставы передали изъятые за пьяную езду машины на нужды военной операции Политика, 03:00
На военной базе в Ираке произошел взрыв Политика, 02:59
«Ъ» связал увольнение ректора Института русского языка с партнерами вуза Политика, 02:10
Г. Нахапетян: создание устойчивого бизнеса
Смотрите этот и еще 40+ курсов в опции Уроки Легенд
Подробнее
Над Тульской областью сбили дрон Политика, 02:08
КНДР испытала новую зенитную ракету Политика, 02:00
США ввели санкции против МЗКТ и трех китайских фирм Политика, 01:46
Два человека погибли при атаке дронов на белгородское село Пороз Политика, 01:39
Власти Украины сообщили о повреждениях в порту Южный под Одессой Политика, 01:31
МВД назвало причины задержания латвийского рэпера Платины в Томске Общество, 01:11
Украинские военные назвали два тяжелых для ВСУ места боев Политика, 01:05