Перейти к основному контенту
Бизнес ,  
0 
Эксклюзив

Российские грузовые авиакомпании получили рекордную прибыль

Но в 2022-м перевозчиков ждет спад из-за сокращения грузопотока на 30–60%
Крупнейшие грузовые авиакомпании России получили ₽62 млрд прибыли в 2021 году
Суммарная прибыль крупнейших грузовых авиакомпаний России в 2021 году выросла на 26%, до 62 млрд руб. Но в 2022 году их финансовые показатели упадут из-за западных санкций и запрета на полеты в Европу, США и другие страны
«Аэрофлот» AFLT ₽28,54 -2,93% Купить
Фото: Марина Лысцева / ТАСС
Фото: Марина Лысцева / ТАСС

Совокупная выручка семи крупнейших по объемам перевозок грузовых авиакомпаний России по итогам 2021 года составила 233 млрд руб., чистая прибыль — 62 млрд руб., следует из отчетностей компаний по РСБУ, которые проанализировал РБК. Это рекордные показатели как минимум за последние четыре года, с 2018 года. По сравнению с пандемийным 2020 годом выручка компаний выросла на 31%, чистая прибыль — на 26%. Для сравнения, выручка 15 крупнейших пассажирских авиакомпаний выросла на 71%, до 1,11 трлн руб., но они закончили год с 19 млрд руб. убытка.

Кто возит грузы

По данным Росавиации, в 2021 году российские авиакомпании перевезли 1,476 млн т грузов и почты, что на 26% выше уровня 2020-го. Из них 99,3% (1,466 млн т) пришлось на 35 перевозчиков. Крупнейший грузовой авиаперевозчик России — группа «Волга-Днепр» Алексея Исайкина (в нее входят одноименная авиакомпания «Волга-Днепр», AirBridgeCargo и «Атран») в 2021 году перевезла 724,6 тыс. т, или 49% от всех авиагрузов. У компаний группы Исайкина, а также еще четырех перевозчиков (совокупно они обеспечили не менее 54% от всех объемов грузовых перевозок), результаты которых анализировал РБК, в парках находятся исключительно грузовые воздушные суда — всего 56 самолетов (данные на середину февраля 2022 года).

  • AirBridgeCargo (18 самолетов Boeing 747/777).
  • SkyGates (два Boeing 747).
  • «Авиастар-ТУ» (шесть Boeing 757 и четыре Ту-204).
  • «Атран» (девять Boeing 737).
  • «Волга-Днепр» (семь Ан-124 и четыре Ил-76).
  • «Ерофей» (один Boeing 757).
  • «Авиакон Цитотранс» (пять Ил-76).

Почему прошлый год оказался для перевозчиков удачным

В 2021 году из всего грузопотока 73%, или 1,083 млн т, пришлось на международные перевозки. Исходя из данных анализируемых компаний, почти всю прибыль (96%, или 59,3 млрд руб.) обеспечили грузовые компании, принадлежащие группе «Волга-Днепр» Алексея Исайкина. Так, AirBridgeCargo, «Атран» и «Волга-Днепр», летавшие преимущественно за рубеж, увеличили перевозки в общей сложности на 23,5%, до 724,6 тыс. т, выручку — на 28,9% (до 212,2 млрд руб.), чистую прибыль — на 24,1%.

Прошлый год оказался удачным и для международных перевозчиков. Люксембургская грузовая группа Cargolux (30 самолетов Boeing 747) и немецкая Lufthansa Cargo (15 Boeing 777) сообщали, что в 2021 году показали лучшие результаты в своей истории. Выручка Cargolux выросла на 40% (до $4,4 млрд), прибыль до вычета процентов и налогов (EBIT) — на 73% (до $1,72 млрд). У Lufthansa Cargo выручка увеличилась на 38% (до €3,8 млрд), EBIT — на 93% (до €1,493 млрд). Это связано с устойчивым спросом на их услуги из-за сбоев в глобальной логистике на фоне пандемии COVID-19, ограниченным предложением морских перевозчиков и блокировкой Суэцкого канала, пояснила Cargolux. Во всем мире по-прежнему не хватает мощностей для перевозки грузов, отметили в Lufthansa Cargo.

Грузовые авиакомпании России работали в аналогичных условиях. Через полгода после начала пандемии в пять-шесть раз выросла стоимость морских контейнерных перевозок, а авиаперевозки, наоборот, подешевели (в три-четыре раза) за счет использования пассажирских самолетов, говорит заместитель гендиректора «Шереметьево-Карго» Евгений Якунин. При этом раньше было невыгодно возить часть грузов авиатранспортом, добавляет он. В 2021 году перевозки грузов самолетами «пережили расцвет» из-за увеличения оборота электронной торговли, повышенного спроса на товары медицинского назначения и высокотехнологичные продукты, соглашается младший директор корпоративных рейтингов Национального рейтингового агентства Алла Юрова.

Крупнейшая грузовая авиагруппа России практически приостановила полеты
Бизнес
Фото:Александр Кряжев / РИА Новости

С какими проблемами столкнулись грузовые авиакомпании

По данным Росавиации, в январе—феврале 2022 года грузопоток российских авиакомпаний продолжал расти — на 4,5% к аналогичному периоду 2021 года. Но в конце февраля, вскоре после начала военной спецоперации на Украине, Евросоюз полностью закрыл небо для российских компаний, а введенные им санкции предполагают запрет на поставку в Россию запчастей для воздушных судов, обслуживание авиатехники и разрыв лизинговых договоров.

К этому добавился запрет Минторга США на любое обслуживание за рубежом самолетов Boeing, эксплуатируемых перевозчиками AirBridgeCargo и «Авиастар-ТУ». На этом фоне AirBridgeCargo и «Атран» пришлось отказаться от выполнения рейсов. В середине марта 2022 года немецкая DHL прекратила сотрудничество с «Авиастар-ТУ».

Еще одна грузовая авиакомпания SkyGates передала два самолета Boeing 747 родственному азербайджанскому перевозчику Silk Way West Airlines. В «Волге-Днепр» тоже стартовал проект по переводу части мощностей AirBridgeCargo в одну из дружественных стран, сказал РБК источник, близкий к группе. Сейчас прорабатывается вариант с интеграцией самолетов этого перевозчика в одну из арабских компаний, говорит он. Представитель «Волги-Днепр» это не комментирует. «Мы летали и продолжаем выполнять перевозки в стандартном режиме по направлению в Китай в интересах «Почты России», — сказала РБК руководитель пресс-службы перевозчика «Авиастар-ТУ» Мария Татаренко. В мае авиакомпания приступила к выполнению совместной программы перевозок с оператором экспресс-доставки документов и грузов СДЭК, в том числе товаров из интернет-магазинов Юго-Восточной Азии.

Власти обсудят погашение долгов авиакомпаний за счет ФНБ
Бизнес
Фото:Екатерина Кузьмина / РБК

Но российским компаниям не избежать существенного снижения грузоперевозок, в первую очередь международных, говорит директор группы корпоративных рейтингов агентства «Национальные кредитные рейтинги» Александр Диваков. Общее снижение во втором—четвертом кварталах 2022 года может составить около 30–40%, полагает он. Юрова считает, что грузопоток может снизиться примерно на 50–60%, то есть до 591–738 тыс. т.

По расчетам Национального рейтингового агентства, в 2021 году совокупная выручка отрасли грузовых авиаперевозок составила около 270 млрд руб. (кроме крупных игроков учитывает мелкие компании, включая авиаклубы), а в 2022 году она может сократиться более чем вдвое, до 110–120 млрд руб.

Сейчас рынок грузовых авиаперевозок активно перестраивается, замечает Якунин: «Не удивлюсь, если нынешнее снижение объемов придется напряженно отрабатывать в конце 2022 года». «Многое будет зависеть от адаптации российского и международного бизнеса к новым условиям», — отмечает профессор Государственного университета управления Татьяна Богданова. Экономическая жизнь не останавливается, создаются новые пути поставок, поэтому «Волга-Днепр» адаптируется к новым условиям, считает она.

Как власти помогают перевозчикам

Пока на поддержку российских авиакомпаний, выполняющих грузовые перевозки, правительство выделило 2,9 млрд руб. (пассажирским авиакомпаниям — 100 млрд руб.). «У нас есть уникальные компании с большим опытом работы в этом узком сегменте и главное — высококвалифицированный персонал, который недопустимо потерять», — комментировал это решение премьер Михаил Мишустин 19 мая.

По его словам, программа поддержки будет действовать с апреля по октябрь 2022 года. Это поможет переориентировать имеющийся парк грузовых самолетов на перевозки в интересах российских заказчиков, подчеркнул он.

Ранее о поддержке грузовой авиации заявил мэр Москвы Сергей Собянин. В апреле он подписал соглашение о сотрудничестве с «Волга-Днепр». «Мы создаем новый логистический коридор с такими крупными странами, как Китай, Индия, рядом других государств. Компания будет обеспечивать перевозку грузов по нашему заказу из этих стран», — пояснял Собянин. До конца года планируется доставка самолетами российского производства в Москву около 20 тыс. т грузов. Итоговая стоимость контракта может составить около 9,5 млрд руб.

Авиакомпании предложили правительству почти 100 мер для поддержки отрасли
Бизнес
Фото:Егор Алеев / ТАСС

Поддержка госструктур — это «позитивный сигнал», говорит Татаренко. Но выделенных федеральных средств (2,9 млрд руб.) хватит только для частичного пополнения фонда оплаты труда из-за простоя, отмечает Диваков. При сохранении текущей ситуации может быть целесообразным увеличить объем поддержки для сохранения возможностей восстановления отрасли в будущем, добавляет Юрова.

В пресс-службе правительства рекомендовали обратиться к представителю Минтранса. РБК направил запросы в пресс-службу министерства, Росавиации, а также в авиакомпании SkyGates, «Ерофей» и «Авиакон Цитотранс».

Кредит наличными от 

БАНК ВТБ (ПАО). ГЕНЕРАЛЬНАЯ ЛИЦЕНЗИЯ БАНКА РОССИИ № 1000. РЕКЛАМА. 0+

Ставки по кредиту ниже

от 30 тыс. до 40 млн ₽

Оставьте заявку онлайн

Оформить прямо сейчас

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Авиация"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 24 апреля
EUR ЦБ: 99,56 (+0,2)
Инвестиции, 23 апр, 16:46
Курс доллара на 24 апреля
USD ЦБ: 93,29 (+0,04)
Инвестиции, 23 апр, 16:46
Финдиректору Whoosh выдали предупреждение из-за слов о росте тарифов Бизнес, 07:24
В Одессе раздались взрывы Политика, 07:15
Какие рыночные активы смогли обогнать инфляцию за квартал Pro, 07:01
Власти обсудили список новых национальных проектов Экономика, 07:00
Матвиенко заявила, что группа регионов России нуждается в объединении Политика, 06:50
Адмирал США предупредил о становящимся все более агрессивном Китае Политика, 06:35
Глава ФБР заявил о риске атаки в США, подобной «Крокусу» Политика, 06:11
Онлайн-курс Digiital MBA от РБК
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Средний платеж россиян коллекторам превысил 5 тыс. руб. в месяц Финансы, 06:00
Зеленский назвал США маяком демократии за одобрение билля о помощи Киеву Политика, 05:43
Байден пообещал возобновить поставки оружия Украине уже на этой неделе Политика, 05:38
В КНДР сравнили американскую помощь Украине с переливанием крови Политика, 05:17
В промзоне Липецка упал беспилотник Политика, 05:14
Смоленский губернатор сообщил о пожарах на объектах ТЭК после атаки БПЛА Политика, 05:07
Почему не нужно покупать оборудование для промышленного клининга РБК и Kärcher, 05:07