Перейти к основному контенту
Бизнес ,  
0 

Только два сегмента рекламы показали рост за год

АКАР: в 2022 году рост показали только реклама на радио и в интернете
Рекламный рынок в России в 2022 году просел лишь на 2%, подсчитали в АКАР. Наружная реклама и на радио выросли, но в отчете нет данных о рынке телерекламы: провайдер рекламных услуг на ТВ объясняет это снижением прозрачности рынка
Фото: Илья Галахов / Global Look Press
Фото: Илья Галахов / Global Look Press

Суммарный объем рекламного рынка в России без учета ТВ-рекламы в 2022 году составил 392 млрд руб., что всего на 2% меньше, чем в прошлом году, подсчитала комиссия экспертов Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР).

Согласно подсчетам, рынок рекламы в интернете, на который приходились основные объемы, по итогам прошлого года упал на 2% — до 324,9 млрд руб. Самое большое снижение было у рекламы в прессе — она рухнула на 41% год к году, но на этот сегмент приходится небольшой объем рынка рекламы (4,8 млрд руб.). Рост удалось показать только радио (плюс 5%, до 14,7 млрд руб.) и наружной рекламе (плюс 6%, до 47,6 млрд руб.).

Комментируя результаты интернет-рекламы, в АКАР отметили, что в 2022 году этот сегмент «впервые в своей истории столкнулся с одновременным...:

  • ...падением спроса со стороны рекламодателей, вызванным сокращением бюджетов и уходом крупнейших иностранных игроков;
  • ...падением предложения рекламного инвентаря — со стороны площадок».

Несмотря на то что лидеры рынка после ухода основных конкурентов смогли показать высокие темпы роста, говорить о полном замещении в сегменте интернета всех рекламных технологий докризисного периода все еще нельзя, признают в ассоциации.

Бизнес раскритиковал идею сенаторов запретить рекламу на латинице
Технологии и медиа
Фото:Сергей Коньков / ТАСС

Дефицит интернет-инвентаря, как утверждают в АКАР, стал одним из факторов, поспособствовавших росту наружной рекламы, которая практически достигла показателей 2008 года — исторического максимума.

Драйверами роста сегмента радио, в свою очередь, по оценке ассоциации, стали такие сегменты, как недвижимость, финансы, государственный сектор и e-commerce. Кроме того, в 2022 году на радио наблюдалась активность со стороны новых клиентов, в основном российских производителей товаров и услуг.

Общий объем рекламного рынка с учетом рекламных бюджетов на создание креативных решений, производство рекламы, маркетинг и оплату услуг рекламных агентств и посредников в 2022 году составил примерно 1 трлн руб.

Как изменился объем рынка рекламы на ТВ, АКАР не сообщает, ссылаясь на отказ провайдеров рекламных услуг на российском телевидении предоставить свою оценку объемов рынка экспертному совету организации.

Samsung и Alibaba выпали из топа крупнейших рекламодателей России
Технологии и медиа
Фото:Андрей Гордеев / ТАСС

В 2022 году рекламная индустрия столкнулась с одновременным значительным сокращением спроса и предложения на рекламном рынке, говорит вице-президент АКАР Сергей Веселов.

С одной стороны, из России уходили многие зарубежные компании, тратившие на продвижение товаров и услуг значительные бюджеты. С другой — сокращалось количество рекламных площадок, многие СМИ закрылись или сократили периодичность выхода.

Больше всего пострадали от ухода зарубежных рекламодателей журналы, где доля зарубежных компаний в рекламных доходах сегмента превышала 50%, и телевидение (около 45%). Для сравнения: в других основных сегментах рекламы — интернете, наружной рекламе и радио — доля рекламных бюджетов иностранных компаний варьировалась от 12 до 18%.

В итоге радикально изменилась структура всего рекламного рынка — и на уровне рекламодателей, и на уровне рекламных структур, и на уровне рекламных площадок, поясняет Веселов. «Среди рекламодателей в топе фактически не осталось зарубежных компаний, при этом наиболее активными рекламодателями стали банки («Сбер», ВТБ, «Тинькофф», Совкомбанк), интернет-компании («Яндекс», VK, Ozon), торговые сети (Х5 Group, «Магнит»), мобильные операторы (МТС, «МегаФон»)», — говорит он.

Также, по его словам, в рекламной индустрии, как и в экономике в целом, усиливается роль государства, которое, с одной стороны, поддержало целый ряд средств массовой информации, которые являются рекламными площадками, а с другой — само является достаточно заметным игроком на рекламном рынке и в качестве рекламодателя, и в качестве владельца рекламных площадок, отмечает Веселов.

Однако в целом, по его мнению, российская рекламная индустрия «сумела выстоять в условиях тяжелого и во много непонятного кризиса». «Еще весной 2022 года часто можно было услышать чуть ли не апокалиптические прогнозы, некоторые эксперты говорили о возможности падения рынка на 50–60%, — напоминает вице-президент АКАР. — Но несмотря на очень сложный второй квартал, мы вышли на объемы, сопоставимые с предыдущим очень успешным 2021 годом».

Издатель Voice заменил рекламу западного люкса госсектором и модой Ирана
Бизнес
Наталья Веснина

Что происходит с рынком ТВ-рекламы

В 2022 году целый ряд структур, как государственных, так и частных, принял решение не раскрывать свои финансовые показатели, включая рекламную выручку, говорится в ответе Национального рекламного альянса (НРА), который продает всю рекламу на ТВ, на запрос РБК.

Это привело к снижению количества источников информации, также ухудшились ее качество и инструменты для проведения экспертизы. Кроме того, за 2022 год значительно изменилась «фундаментальная структура рекламного рынка, а именно количество доступных рекламных площадок, ландшафт рекламодателей, рекламных агентств и, что немаловажно, исследовательских компаний». «В текущих условиях НРА считает оценку объемов и динамики рекламного рынка затруднительной и настаивает на изменении подхода к анализу и повышении уровня прозрачности», — говорится в ответе Национального рекламного альянса.

В целом по итогам 2022 года наблюдается прирост на 24% по количеству новых локальных рекламодателей в продажах обособленных подразделений НРА по отношению к прошлому году, а более 30% рекламодателей увеличили свой бюджет.

Изменилась тройка категорий-лидеров на федеральном ТВ. По итогам 2022 года возглавила топ категорий по доле бюджета категория e-commerce (19%). Финансы и фарма завершили год с равной долей (16%). На локальном региональном рынке по доле бюджетов лидируют категории ретейл (39%), медицинские товары и услуги (12%) и недвижимость (12%).

В 2021 году на федеральном ТВ в рекламе лидировали фарма (18%), финансы (13%) и ретейл (11%), на региональном — ретейл (31%) и финансы (5%).

Кредит наличными от 

БАНК ВТБ (ПАО). ГЕНЕРАЛЬНАЯ ЛИЦЕНЗИЯ БАНКА РОССИИ № 1000. РЕКЛАМА. 0+

Ставки по кредиту ниже

от 30 тыс. до 40 млн ₽

Оставьте заявку онлайн

Оформить прямо сейчас

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 25 апреля
EUR ЦБ: 98,91 (-0,65)
Инвестиции, 17:11
Курс доллара на 25 апреля
USD ЦБ: 92,51 (-0,79)
Инвестиции, 17:11
В США запустили в продажу мечущего пламя робопса Технологии и медиа, 20:34
ФСИН разработала новые модели формы для заключенных Общество, 20:25
Глава МИД Венгрии поддержал мирный план Китая по Украине Политика, 20:24
«Локомотив» в концовке вырвал победу в матче с «Пари НН», уступая 0:2 Спорт, 20:15
Пентагон раскрыл содержание новых поставок помощи Украине Политика, 20:12
Суд на Украине конфисковал у Балицкого пять самолетов и три квартиры Политика, 20:10
Тарасова назвала личным мнением жесткую критику в адрес Талалайкиной Спорт, 20:09
Говорим красиво и убедительно
Видеоуроки В. Вишневского и 40 других курсов в Уроках Легенд
Подробнее
Украина применила тайно полученные от США ATACMS Политика, 19:58
«Цифра брокер» обновил портфели для инвесторов с разным уровнем риска Инвестиции, 19:49
В офисе Зеленского заявили, что помощь США была нужна Киеву «еще вчера» Политика, 19:48
Лукашенко избрали главой Всебелорусского народного собрания Политика, 19:45
Сложность майнинга биткоина обновила рекорд после халвинга Крипто, 19:34
На востоке Москвы загорелось двухэтажное здание Общество, 19:29
В Новороссийске парад Победы пройдет без зрителей Общество, 19:28