Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Город без пробок: как этого добиться в Москве Партнерский проект, 09:17
Военная операция на Украине. Онлайн Политика, 09:00
Аналог Международной космической станции в Арктике подорожал в 2,5 раза Бизнес, 09:00
Что такое «очень престижные номера» для автомобилей Партнерский проект, 08:49
Экс-президент Трамп назвал США «страной упадка» Политика, 08:37
Джонсон призовет лидеров G7 не допустить «усталости» от поддержки Украины Политика, 08:19
Более половины россиян заявили о планах обучаться без помощи работодателя Общество, 08:00
Мэр Киева сообщил о взрывах Политика, 07:21
Грузовое судно с россиянами на борту загорелось у берегов Японии Общество, 07:13
Синоптик допустила температурный рекорд в Москве 27 июня Общество, 06:41
Один человек погиб при наезде автомобиля на толпу пешеходов в Нью-Йорке Общество, 06:17
Bloomberg узнал о подготовке ФРГ населения и бизнеса к «трудным временам» Политика, 05:53
Компании Франции призвали «немедленно» сократить потребление энергии Политика, 05:02
Премьер Бельгии заявил об «эффекте домино» из-за проблем с газом в ФРГ Экономика, 04:56

Инвестируйте выгодно
с банком «Ренессанс Кредит»

КБ «Ренессанс Кредит» (ООО). Лицензия на осуществление брокерской деятельности № 045-14081-100000 от 05.11.2019 г.
Военная операция на Украине ,  

На чем российские авиакомпании будут летать после запрета поставок Airbus

Евросоюз запретил продавать новые самолеты российским авиакомпаниям
ЕС запретил поставку в Россию самолетов и запчастей. Лайнеры Airbus — 322 самолета — обеспечивали 40% пассажиропотока авиации в стране. Санкции фактически лишают перевозчиков возможности эксплуатировать этот флот, говорят эксперты
Фото: Андрей Любимов / РБК
Фото: Андрей Любимов / РБК

Объявленные в ночь на субботу санкции Евросоюза предусматривают запрет на продажу самолетов, запчастей и оборудования российским авиакомпаниям. В ЕС работает один из двух крупнейших в мире производителей гражданской авиатехники — Airbus. «Компания планирует действовать в соответствии со всеми санкциями и согласно законам, как только они будут приняты», — говорил РБК в пятницу, 25 февраля, представитель Airbus в России, замечая, что «пока слишком рано комментировать возможные последствия санкций для Airbus и в целом для аэрокосмической индустрии».

По данным Росавиации на середину февраля 2022 года, российские авиакомпании используют 322 самолета производства Airbus. Европейскую авиатехнику используют, в частности, «Аэрофлот», S7 и «Уральские авиалинии». По итогам допандемийного 2019 года самолеты семейства A320ceo/neo перевезли 52,4 млн человек — 41% от всего пассажиропотока авиакомпаний России, по данным Транспортной клиринговой палаты.

ЕС введет меры против нефтяного рынка России и запретит продажу самолетов
Политика
Урсула фон дер Ляйен

Кто в России летает на Airbus

Из топ-20 авиакомпаний (перевезли 97% пассажиров воздушного транспорта России) самолеты Airbus используют десять. В парке «Аэрофлота» — 117 самолетов Airbus, S7 — 66. Эти компании выполняют перевозки также на самолетах производства Boeing (США). Парк «Уральских авиалиний» состоит только из самолетов Airbus — 54 машины.

Pro
Фото: Michael Cohen / Getty Images for The New York Times Дожить до 120 лет: зачем сооснователь PayPal принимает гормон роста
Pro
Фото: Shutterstock ОКР: что это за расстройство и как его лечат
Pro
Фото: Shutterstock Какие действия родителей приводят к пищевым расстройствам у детей
Pro
Фото: Astrid Stawiarz / Getty Images for LinkedIn «Я как ниндзя в уличном бою»: Рэй Далио — о влиянии медитации
Pro
Фото: David Ryder / Getty Images Спать по 8 часов в день и лениться: здоровые привычки Джеффа Безоса
Pro
Фото: Marivi Pazos / Unsplash Как ухаживать за кожей после 35 лет: 5 важных правил
Pro
Фото: Dimitrios Kambouris / Getty Images Любит колу и ненавидит спорт: как живет антизожник Илон Маск
Pro
Фото: Shutterstock В мире предрекают стагнацию ИТ-отрасли. Что ждет ее в России — два тренда

В мае 2021 года «Аэрофлот» начал получать в лизинг среднемагистральные самолеты семейства Airbus A320neo. Сейчас в его парке девять таких машин. В феврале 2022 года 40-й самолет семейства A320neo получила S7, 11-й — «Уральские авиалинии». Владелец S7 Владислав Филев ранее говорил, что самолеты Airbus A320neo более эффективны в эксплуатации, расход их топлива снижен на 15%, а дальность полета выше, чем у предыдущего поколения (A320ceo). Гендиректор и владелец «Уральских авиалиний» Сергей Скуратов называл эти машины «суперсовременными».

Какие позиции у Boeing

39,4 млн человек перевезли российские авиакомпании на самолетах B-737 в 2019 году. На долю этих машин пришелся 31% от всего пассажиропотока гражданской авиации России. Будут ли санкции ЕС распространятся на продукцию Boeing, однозначного ответа нет, сказал РБК топ-менеджер российского перевозчика. «Сейчас мы активно консультируемся с лизингодателями и поставщиками», — добавляет собеседник. Официальный представитель Boeing в России Елена Александрова отказалась комментировать, затрагивают ли санкции поставку американских самолетов.

Последние дни власти США и Евросоюз принимали практически аналогичные решения по России.

На фоне проблем с ресертификацией самолетов Boeing 737MAX (конкурент A320neo) в России, авиакомпании строили планы по своему развитию за счет среднемагистральных самолетов Airbus. Именно на A320neo собирается начать полеты летом 2022 года новый лоукостер Citrus, созданный S7 Group. Планировалось, что к концу 2022 года у Citrus будет восемь A320neo, к концу 2024 года — 24 таких самолета. Не позднее конца 2022 года принять решение, за счет каких продолжать развитие, должен пока единственный лоукостер «Победа», говорил его гендиректор Андрей Калмыков в интервью РБК. Сейчас в парке «Победы» 44 самолета B737 предыдущего поколения. Увеличивать флот лоукостер планировал за счет машин 737MAX. Летом 2021 года стало известно, что «Победа» отказалась от закупки 20 таких самолетов.

Прокомментировать ситуацию с запретом можно будет только после анализа опубликованных официальных документов Еврокомиссии и других регулирующих органов, сказал представитель «Уральских авиалиний». РБК направил запросы в пресс-службы «Аэрофлота», S7, «Победы», «России» и Utair.

Что означает запрет для авиакомпаний

В санкционном регламенте ЕС прописан запрет на оказание любых страховых или перестраховочных услуг в отношении европейских самолетов в России, а также услуг по ремонту, модификации, устранению дефектов в отношении европейских самолетов. Поставки самолетов из Евросоюза могут продолжаться только до 28 марта 2022 года по контрактам, заключенным до 26 февраля, следует из документа ЕС.

Санкции против авиакомпаний ухудшат состояние одного из ключевых секторов экономики России и передвижение внутри страны, поскольку три четверти существующего коммерческого воздушного флота России были построены в ЕС, США и Канаде, говорится в сообщении Евросоюза.

Запрет на поставки самолетов в Россию, запчастей и прекращение до 28 марта действующих лизинговых контрактов вызовет кризис в авиаотрасли, отмечает партнер — учредитель юридической фирмы NYZ Partners (сопровождает сделки авиализинга) Алексей Янбухтин. «Последствия для авиакомпаний, эксплуатирующих самолеты иностранного производства, будут аналогичны тем, с которыми столкнулась авиакомпания «Белавиа», — невозможность технического обслуживания», — добавляет он.

По словам исполнительного директора агентства «Авиапорт» Олега Пантелеева, запрет на поставку комплектующих должен привести к тому, что эксплуатировать самолеты «в лоб» станет невозможно и лизинговые компании потребуют вернуть флот.

На чем летать без Airbus

«Ждать, пока наш авиапром сможет восстановить производство всей линейки самолетов [которые нужны авиакомпаниям] — минимум пару лет», — говорит Олег Пантелеев. При этом перспектив в поставке широкофюзеляжных самолетов российского производства «пока не просматривается», указывает эксперт. Сейчас авиакомпании для полетов на сверхдальние расстояния используют самолеты A350 и B777. Их, к примеру, эксплуатирует «Аэрофлот».

«Ростех» пока может предложить российским перевозчикам только региональные Superjet 100. В 2022 году к эксплуатации новых магистральных МС-21 (конкурент A320 и B737) должна приступить авиакомпания «Россия». Но в нужной для авиакомпании модификации этот самолет еще не сертифицирован.

Теперь решение на стороне российского правительства, продолжает Пантелеев, напомнив пример Ирана, который создал схему «теневого» обслуживания авиатехники, страхования внутри страны и т.д. «При этом можно национализировать самолеты. Очевидно, что это совсем негативный сценарий, характерный для военного времени», — говорит эксперт.

Ситуация с санкциями ЕС против российских авиакомпаний обсуждается властями в субботу, 26 февраля. После начала боевых действий на Украине глава Минтранса Виталий Савельев ежедневно проводит оперштаб, где обсуждаются проблемные вопросы. Об этом РБК рассказали два источника в  авиакомпаниях.

РБК направил запрос в пресс-службы правительства, Минтранса, Минпромторга и Росавиации.

Авторы
Теги